Сочинения

Проблемы поэмы Лермонтова «Демон»

Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»

Поэма «Демон» — важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.

Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего -падший ангел, восставший против Бога. Демонизм — это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого — разрушение всех ценностей. В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.

Согласно сюжету, демон, летая над землей, вспоминал лучшие времена, дни, «когда он верил и любил». Сейчас же он скучает и находится в постоянном унынии: ничто не радует его, «он сеял зло без наслажденья», нигде не встречая достойный отпор, и в конечном счете «зло наскучило ему». Пролетая над Кавказом, демон замечает, что вокруг дома, который «всегда безмолвно» стоял на утесе, происходит какое-то оживление. Оказалось, местный князь Гудал выдает замуж свою дочь — княжну Тамару. Планировались знатные торжества — «на пир он созвал всю семью». Подлетев поближе, демон видит молодую и прекрасную Тамару, танцующую с бубном. И вдруг случилось то, чего демон явно не мог ожидать:

Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук —

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала — жених Тамары — со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.

Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:

Нет, жребий смертного творенья,

Поверь мне, ангел мой земной,

Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться —

А сердце молится ему.

Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:

Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня!..

Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь — смерть — не заставляет себя долго ждать:

Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.

Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон — более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря — доказательство этой борьбы.

Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.