АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
- Подумайте о том, какова основная проблема данного текста
- Продумайте литературный аргумент, который сможете привести
- Продумайте композицию вашего сочинения и логическую связь абзацев
- Напишите сочинение на черновике, затем проверьте ошибки (орфографические, пунктуационные, речевые)
- Проверьте плавность переходов от одного абзаца к другому, вставьте фразы-связки
- Перепишите сочинение на чистовик
- Еще раз проверьте переписанный текст и исправьте найденные ошибки
План написания любого сочинения по русскому языку и литературе
1 часть. Определение проблемы.
- Чтобы написать сочинение по предложенному тексту, вы должны определить основную проблему, поставленную автором. При этом не нужно слишком абстрагироваться от содержания, но в то же время не советуем брать в качестве проблемы одну из микротем. Запомните: искомая «проблема» задается уже самой тематикой данного отрывка. Подумайте, о чем данный текст, и именно эту проблему выделяйте. Однако слово «тема» в сочинении не употребляйте. Имейте в виду, что при неверном определении проблемы снимается большое количество баллов.
- Формулировка проблемы. При формулировке проблемы нельзя употреблять выражения «проблема затронута»,«автор касается проблемы». Нужно писать: «проблема поставлена». При этом избегайте сложных, витиеватых фраз. Проблему можно сформулировать как в виде определения, так и в виде вопроса. Первый вариант предпочтительнее использовать для проблем с негативным оттенком. Например: проблема сиротства, проблема совести, проблема трусости, проблема предательства, проблема измены Родине, проблема непонимания в семье, проблема утраты нравственных идеалов, проблема переживания человеком горя, проблема коррупции, проблема дефицита милосердия в современном обществе, проблема негативных изменений в русском языке, проблема запустения русских деревень, проблема утраты национальных корней и т.д. Если же проблема позитивна (иначе говоря, является не проблемой, а вопросом, над которым задумывается автор), то лучше формулировать ее в виде вопроса. Например: Как природа воздействует на человека? Что помогает человеку выжить в трудные времена? Каким должен быть учитель? Почему так важен для человека правильный выбор своего дела? Что такое духовность? Каким должен быть настоящий интеллигент? В чем долг интеллигента перед народом? И далее пишем: Именно эта проблема поставлена в тексте… (указываем фамилию и инициалы автора). Это первая часть вашего сочинения, своеобразное вступление. Здесь вам достаточно 1-3 предложений.
2 часть — Комментарий к проблеме.
Вторая часть сочинения посвящена непосредственно самой проблеме. Это большая и самая важная часть вашей работы. Она должна включать не менее 8-10 предложений. Комментируя проблему, вы должны опираться на исходный текст, привести не менее 2 примеров из него. При этом нужно показать смысловую связь между ними — найти какое-то обобщение, определенную авторскую мысль. В этой части вы можете использовать цитаты — ключевые фразы, заключающие основную идею отрывка. Однако они не должны быть большими, это не приветствуется. Также имейте в виду, что цитаты не учитываются при подсчете общего количества слов в сочинении. Раскрывая проблему, не сбивайтесь на подробный пересказ исходного текста. Вы можете лишь обозначить его сюжет, провести определенный анализ предложенного вам материала, охарактеризовать героев отрывка, определить отношение автора к ним (если того требует тематика вашего текста).
3 часть — Авторская позиция.
- Подумайте, на что автор обращает особое внимание? Какие факты, примеры он приводит? С чем он не согласен? Что вызывает у него наибольшую тревогу? Какова идея текста? Обязательно отметьте, как должна быть разрешена данная проблема, по мнению автора. Фактически в этой части сочинения вы подводите итог своим рассуждениям из предыдущей части. Вы четко формулируете авторскую позицию. А затем делаете свой микровывод: «Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной проблемы являются… абсолютные нравственные ценности, … философское восприятие мира и места в нем человека, …традиционное понимание роли русского языка в развитии общества» и т.д. Здесь будет достаточно 1-3 предложений.
- Текст от первого лица. Имейте в виду, что если ваш текст написан от первого лица, вы должны дифференцировать автора текста и героя- рассказчика (героем-рассказчиком может быть и отрицательный персонаж). Нельзя путать позицию автора и героя-рассказчика. Помните: позиция автора всегда высока, «идеальна», он ждет от героев совершенства, проявления лучших человеческих свойств. Автор не приемлет трусости, низости, двойной морали и т.д. Рассказчик же может оправдывать собственные действия и т.п. Таким образом, всегда разделяем образ автора и образ героя-рассказчика.
4 часть — Комментарий художественных особенностей текста.
Отметим яркость, эмоциональность, выразительность данного текста. Здесь существуют определенные фразы-клише: «Текст Ф. Абрамова очень яркий, образный, эмоциональный. Раскрывая свою позицию, автор использует различные средства художественной выразительности: олицетворение («деревня доживает последние дни»), фразеологизм («несла свой крест»), сравнение («звуки качаются, как дым ладана»), эпитет («прекрасный сон»). При этом помните, что цитаты не учитываются при подсчете количества слов в сочинении.
5 часть — Прояснение собственной позиции.
Это четвертая часть сочинения. Вы согласны с автором данного текста! Как правило, все тексты, присутствующие в тестах ЕГЭ, вполне определенны, они не требуют какой-либо дополнительной корректуры идейной или нравственной позиции. Поэтому данный пункт однозначен: «Я согласен с автором, поскольку, действительно, очень важно…». Здесь достаточно 2-3 предложений. Однако нужно обосновать свою позицию, указать, почему вы согласны с мнением автора текста.
6 часть — Литературные аргументы.
Обратите внимание: литературные аргументы не отменены! Проясняя свою позицию, вы должны привести 1 литературный аргумент. «Обратимся к примеру из художественной литературы…». Допустим очень краткий, схематичный пересказ сюжета или конкретной сюжетной ситуации (не более 4-5 предложений), возможно обозначение идеи произведения, писательской позиции. Имейте в виду, что ваш литературный пример должен целиком и полностью соответствовать заявленной проблеме. При этом не приветствуется, если в качестве аргумента приводится произведение того же самого автора, текст которого вы анализируете. Желательно указать точный жанр произведения (рассказ, поэма, роман, комедия и т.д.) и инициалы автора (И. Бунин).
7 часть — Вывод.
Это заключительная часть сочинения: «Таким образом, …». Здесь мы еще раз формулируем проблему, указываем, как она должна быть разрешена, почему это столь важно и т.д. Неплохо закончить сочинение соответствующей цитатой, строчкой из стихотворения и т.п.