В.П. Астафьев — повесть в рассказах «Последний поклон». В этой повести автор рассказывает о своей малой родине — деревне, в которой он вырос, о воспитавшей его бабушке Катерине Петровне. Она смогла воспитать в мальчике лучшие качества — доброту, любовь и уважение к людям, душевную чуткость. Мы видим, как мальчик взрослеет, вместе с ним переживаем радость его маленьких открытий мира, людей, музыки, природы. В каждой главе этой повести бьются живые чувства — негодования и восторга, горя и радости. «Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они — большая и маленькая — неразделимы, они — друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться», — пишет В. Астафьев. Это чувство Родины становится в книге всеобъемлющим. И тем острее чувство горечи писателя от тех несчастий, что выпали на долю его малой родины: пришла коллективизация, были разорены семьи, разрушены церкви и вековые устои жизни, отец, дед и дядя писателя были арестованы НКВД. Не сохранив своей истории, деревня стала превращаться в пригород старых дачных поселков. С грустью пишет обо всем этом автор и призывает читателей не становиться Иванами, не помнящими родства, а уважать свои корни и истоки.
Ч.Т. Айтматов — роман «Буранный полустанок». В этом романе автор поднимает проблему исторической памяти, уважения человека к собственным корням, к семье, роду, традициям. В центре повествования — драматическая судьба простого казаха- железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным. Сюжет — похороны его единственного, дорогого друга Казангапа. Однако временные рамки романа не исчерпываются настоящим. Перед нами предстает и прошлое героя, война и тяжелое послевоенное время. Однако мотив исторической и родовой памяти развивается в этом романе не только в реальном сюжете, но и в сюжете древней легенды о манкуртах. Создавая образ Манкурта, писатель задает в романе одну из важнейших тем. Манкурт — человек, не помнящий своего прошлого, не осознающий связи с людьми, ни за что не несущий ответственности. Человек, потерявший память, лишенный духовных связей с миром, по мысли писателя, не может называться человеком. Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков — все это ведет к разрушению личности. В жизни есть вечные ценности, которые невозможно изъять, изолировать, погубить человеку. И второе название произведения («И дольше века длится день…») напоминает нам библейское: «У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день». Писатель выходит здесь за рамки временных и пространственных барьеров: мифы, древние легенды, фантастика помогают Айтматову раскрыть сущность человеческой души, показать, что есть добро и зло. Таким образом, единство с родительским домом, со своим родом, с народом — неотъемлемая часть духовного мира человека, по мысли Ч. Айтматова. Только дорожа этими ценностями можно достойно жить в этом мире.
В.Г. Распутин — повесть «Прощание с Матерой». Проблеме исторической памяти посвящена эта повесть. В основе сюжета — реальная история, переселение людей на новые места в ходе строительства Ангарской ГЭС. Матера — не просто деревня, это малая родина для героев Распутина, она — первооснова, стержень, на котором держится все их бытие. Остров этот имеет свою историю: видела Матера бородатых казаков, возводивших на Ангаре Иркутский острог, была свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз», жители ее защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. И теперь люди должны покинуть этот дорогой им кусочек земли, переехать на новые места. Это становится тяжким испытанием для героев, характеры людей начинают проявляться в этот момент, души обнажаются. Нравственный идеал писателя воплощается в образе старухи Дарьи. Она отказывается от переезда из родной деревни, покуда не перенесут могилки. Для нее очень значима память о предках, чувство любви к родной земле. Дарья — это воплощение народной совести, хранительница традиций. К ней тянутся люди, идут за советом, помощью и поддержкой. С образом Дарьи связан образ дома, который в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Прощаясь с избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вымыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры. В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистребимости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут уничтожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писателя, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина. Все эти образы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подорвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой безжалостного разрушения прошлого или же сохраняя все лучшее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем.