Анализ стихотворения «Дети в Освенциме» Коржавин
Сюжет стихотворения Н. Коржавина — издевательства фашистов над детьми в концлагере Освенцим. Освенцим был самым большим лагерем смерти, основанным немцами. Там погибало множество взрослых и детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Детей уничтожали в газовых камерах, использовали в медицинских экспериментах, расстреливали вместе с родителями. В Освенциме было убито 5 миллионов детей различных национальностей.
Стихотворение построено на основе антитезы: детство — пора радости, безмятежности, солнца и счастья — становится для героев временем мучений и страданий, временем заката. «Побои», «голод», «псов рычанье» — все это пришлось испытать детям Освенцима. Дети, невинные и беззащитные существа, противопоставлены здесь фашистам, взрослым мужчинам, для которых все происходящее — всего-навсего будничная работа, выполняя которую они не испытывают ровным счетом никаких чувств. Мужчины напоминают нам здесь бездушных роботов, действующих слепо, механически:
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились — мучили детей.
Поэт же раскрывает эту ситуацию изнутри, он смотрит на все происходящее глазами детей:
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что — обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
Подобно Достоевскому, Н. Коржавин делает мерилом нравственности слезинку ребенка. Мироощущение ребенка становится здесь абсолютной истиной. Этой истине противостоят идеи, порождающие ненависть, злобу, уничтожение. Таким образом, противопоставление из внешней ситуации переходит здесь во внутренний, глубинный смысл стихотворения.
Заканчивается произведение авторской оценкой событий. Поэт говорит здесь о своих чувствах горечи, безысходности, отчаяния, которые он испытывает, вспоминая о детях в Освенциме. Заканчивается стихотворение той же строкой, которой оно открывается: «Мужчины мучили детей!» Мы видим здесь кольцевую композицию.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: парцелляцию («Умно. Намеренно. Умело»), эпитет («подревней логике земли»), сравнение («А дни все шли, как смерть страшны…»), метафору («и не снимали с них вины…»).