Сочинения

Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной…» Орлов

Анализ стихотворения «Его зарыли в шар земной…» Орлов

«Сергей Орлов принадлежит к тому героическому племени поэтов, — писал Николай Тихонов, — которому выпала судь­ба принять самое активное участие в Великой Отечественной войне, быть свидетелем всенародного подвига, пройти через огонь жесточайших битв, гореть и не сгореть в этом огне, стать победителем, сказать о себе:

Кто говорит о песнях недопетых?

Мы жизнь свою, как песню, пронесли…»

Он ушел на фронт с первого курса Петрозаводского уни­верситета и до февраля 1944 года командовал танковым взво­дом. Был тяжело ранен; горел в танке. Первая книга Сергея Орлова вышла сразу же после войны, в нее вошли стихи, на­писанные в перерывах между боями. Книга называлась «Тре­тья скорость». «Третья скорость, — рассказывает поэт, — бо­евая скорость. На третьей скорости водили в атаку танки мои друзья-однополчане…». Именно в этой книге было стихотво­рение “Его зарыли в шар земной…”, которое первым вспоми­нается при имени Сергея Орлова, стихотворение-памятник простому солдату, погибшему за освобождение человечества».

Стихотворение было написано в 1944 году. Это одно из лучших произведений о подвиге советского солдата, созданное средствами лирического обобщения. Поэтическая мысль С. Орлова стремилась к масштабности, глобальности изоб­ражения, но образ солдата остался простым, близким и доро­гим каждому из нас. Этот образ грандиозен и одновременно прониrнут добротой, сердечностью.

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начинает­ся и заканчивается оно образом земного шара. Земля сравни­вается поэтом с мавзолеем, сама природа становится вечным домом погибшего солдата:

Ему как мавзолей земля —

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Так в стихотворении возникает мотив вечности, вечной памяти. «Давным-давно окончен бой…», но значение подвига неподвластно времени.

Строфика стихотворения — свободная, рифмовка — пере­крестная. Поэт использует различные средства художествен­ной выразительности: эпитеты («на рыжих скатах»), сравне­ние («Ему как мавзолей земля»), метафору и гиперболу («Его зарыли в шар земной…»).