Анализ стихотворения «Далекий свет» — Ваншенкин
Обращаясь к теме войны, К. Ваншенкин не ограничивается только воспоминаниями. «Сюжеты их не замкнуты в прошедшем времени. И не прикреплены лишь к жизни непосредственных участников тех далеких событий. Он находит способ разместить своих героев в разных эпохах, чтобы выяснить их отношение к протекшему — теперь уже не малому — времени и будущему».
Стихотворение «Дальний свет» было написано К. Ваншенкиным в 1965 году. Оно начинается обычной сценой военных будней, в которой участвуют два безымянных солдата. Их действия размеренны и неторопливы. Вот они «окоп отрыли у развилки», установили противотанковые ружья, приготовили бутылки с горючей смесью. Дальнейшее развитие сюжета нам ясно. «Сюжет» их жизни неумолим и не имеет вариантов. «Фронт изодранный латая», им суждено навсегда остаться на этой развилке.
Но этот сюжет, повторяющийся на войне чуть ли не каждый день, для Ваншенкина уже перестал быть обыденным. Он дает нам ощутить расстояние лет. Мы посмотрим на него из дальней дали. Тут действует проницающая энергия памяти, реставрирующая способность чувства. Это — сегодняшний лиризм поэта. Он приблизил минувшее.
Сквозь даль времени оно вошло в нынешний и входит в завтрашний день. Два солдата погибли, «прикрыв грядущее собой». То «грядущее» — это наше сегодня и уже не наше, а принадлежащее детям, завтра.
Прикрыть досталось двум солдатам у края жизней их самих Не все грядущее — куда там! —
А в том грядущем только миг.
Какой? Отмеченный печатью Дождя иль солнцем залитой?
С твоею радостью, печалью,
С твоей, быть может, суетой?
«Тут есть и сюжет, и быт, и персонажи, но это лирическое стихотворение в самом глубоком смысле слова. Своеобразный синтез баллады с элегией. И стало оно таким не из-за внешних признаков жанра. Но это лирика по сути, по внутреннему жизненному побуждению, сосредоточившая самое главное — воспринятое в давнюю пору, передуманное позже и предназначенное будущему — как неделимое достояние личности».
Стихотворение написано катренами. Рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («спокойной поступью», «праведною местью»), метафору («прикрыв грядущее собой…», «Так и стоят они в веках…»), анафору («Их руки отдыха просили, Их ноги верстами свело»), риторический вопрос («Какой? Отмеченный печатью Дождя иль солнцем залитой? С твоею радостью, печалью, С твоей, быть может, суетой?»).