Анализ стихотворения «Мое поколение» — Гудзенко
Стихотворение «Мое поколение» было написано С. Гудзенко в 1945 году Впоследствии оно стало песней.
Лирический герой этого стихотворения — юный мальчишка, не успевший ничего испытать в жизни. И этот образ является обобщенным, это человек своего поколения, чья юность совпала с войной и стала испытанием воли, мужества, стойкости духа.
«Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели», — строчки эти звучат громко, уверенно, бескомпромиссно. Слова эти, повторяющиеся в стихотворении трижды, становятся лейтмотивом произведения, проясняя внутренний облик лирического героя и всего его поколения, юных мальчишек в порыжевших шинелях, зачастую скрывающих свои чувства за нарочитой резкостью, грубоватостью. Война вырвала их из настоящего времени, оставив лишь мечты о будущем:
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя — только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны, все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Однако возвратиться суждено не всем. И эта утрата, по мысли поэта, невосполнима, этому горю ничем невозможно помочь. Погибшие воины навсегда останутся в нашей памяти. Их трагическая судьба навеки сплетена с судьбой целого поколения фронтовиков:
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная, и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, — это наша судьба, это с ней мы ругались и пели, подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Настойчиво звучит в стихотворении мотив до конца исполненного долга. Лирический герой обращается к другу, ровеснику, мечтая воплотить все несбывшееся, все то, что не успел в жизни:
Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям, матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем — все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.
Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («голубые цветы», «суровую правду»), сравнение («Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты»), противопоставление («На живых порыжели от крови и глины шинели, на могилах у мертвых расцвели голубые цветы»), фразеологизм («нам досталась на долю»), ряд однородных членов и многосоюзие («У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя»), риторический вопрос («Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?»), метафору («Сердца на это не хватит»), анафору («Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется? Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?»)