Анализ стихотворения «Клятва» — Ахматова
Великая Отечественная война застала А.А. Ахматову в Ленинграде. Во время блокады она еще оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц так вспоминала о той поре: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…». А потом Берггольц почти повторит все это в своих стихах:
У Фонтанного дома, у Фонтанного дома, у подъездов, глухо запахнутых, у резных чугунных ворот гражданка Анна Андреевна Ахматова, поэт Анна Ахматова на дежурство ночью встает.
На левом бедре ее тяжелеет, обвиснув, противогаз,
Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, А.А. Ахматова часто выступала по радио. Жизнь поэта была очень трудной. Она тяжело болела. Запись О.Ф. Берггольц: «Зашла к Ахматовой, она живет у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в темном- темном уголку прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком. На досках, находящих друг на друга, — матрасишко. На краю, затянутая в платок, с ввалившимися глазами — Анна Ахматова, муза плача, гордость русской поэзии. <…> Она почти голодает, больная, испуганная. <…> И так хорошо сказала: “Я ненавижу Гитлера, я ненавижу Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную”».
В октябре больную Ахматову эвакуировали из осажденного города. Она уехала в Москву, а затем в Ташкент. Об этом времени она вспоминала так: «До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград»1. Свою встречу с родным городом она описала в прозаическом очерке «Три сирени».
Стихотворение «Клятва» было написано в июле 1941 года в Ленинграде, оно вошло в поэтический цикл «Ветер войны».
Произведение проникнуто публицистическим пафосом, мы можем отнести его к патриотической лирике.
Стихотворение состоит из одного четверостишия. Сначала поэт обращается ко всем русским женщинам, призывая их к терпению, мужеству, душевной стойкости:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Поэт использует здесь сложноподчиненное предложение с местоименно-определительным придаточным. С помощью этого предложения автор создает обобщенный образ русской женщины — матери, жены, сестры, — провожающей на фронт близкого человека. Торжественность речи здесь достигается с помощью побудительного предложения, в котором заключена развернутая метафора: «Пусть боль свою в силу она переплавит».
Вторая часть строфы также представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Основное значение придаточного предложения здесь — это сообщение о факте, в котором лирическая героиня не сомневается. Эффект уверенности также достигается здесь с помощью лексического повтора («клянемся, клянемся…»).
Заключительные строки — это клятва лирической героини, которую она дает от имени всего народа:
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Это обещание дано самому дорогому, святому, что есть в жизни, — «детям», «могилам». Лирическая героиня здесь от лица всего народа обещает: русские люди никогда не покорятся врагу. Эта клятва священна, нарушить ее невозможно.
Стихотворение представляет собой катрен с перекрестной рифмовкой. Оно написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: метафору и инверсию («пусть боль свою в силу она переплавит»), лексический повтор и восклицательное предложение («Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит!»).