Без рубрики

Анализ стихотворения «Дети в Освенциме» Коржавин

Анализ стихотворения «Дети в Освенциме» Коржавин

Сюжет стихотворения Н. Коржавина — издевательства фашистов над детьми в концлагере Освенцим. Освенцим был самым большим лагерем смерти, основанным немцами. Там погибало множество взрослых и детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Детей уничтожали в газовых камерах, использовали в медицинских экспериментах, рас­стреливали вместе с родителями. В Освенциме было убито 5 миллионов детей различных национальностей.

Стихотворение построено на основе антитезы: детство — пора радости, безмятежности, солнца и счастья — становится для героев временем мучений и страданий, временем заката. «Побои», «голод», «псов рычанье» — все это пришлось испы­тать детям Освенцима. Дети, невинные и беззащитные суще­ства, противопоставлены здесь фашистам, взрослым мужчи­нам, для которых все происходящее — всего-навсего буднич­ная работа, выполняя которую они не испытывают ровным счетом никаких чувств. Мужчины напоминают нам здесь без­душных роботов, действующих слепо, механически:

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились — мучили детей.

Поэт же раскрывает эту ситуацию изнутри, он смотрит на все происходящее глазами детей:

И это каждый день опять:

Кляня, ругаясь без причины…

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что — обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты.

Подобно Достоевскому, Н. Коржавин делает мерилом нравственности слезинку ребенка. Мироощущение ребенка становится здесь абсолютной истиной. Этой истине проти­востоят идеи, порождающие ненависть, злобу, уничтожение. Таким образом, противопоставление из внешней ситуации переходит здесь во внутренний, глубинный смысл стихотво­рения.

Заканчивается произведение авторской оценкой событий. Поэт говорит здесь о своих чувствах горечи, безысходности, отчаяния, которые он испытывает, вспоминая о детях в Ос­венциме. Заканчивается стихотворение той же строкой, кото­рой оно открывается: «Мужчины мучили детей!» Мы видим здесь кольцевую композицию.

Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: парцелляцию («Умно. Намеренно. Умело»), эпитет («подревней логике земли»), сравнение («А дни все шли, как смерть страшны…»), метафору («и не снимали с них вины…»).