Проблематика лирики Некрасова
Поэзия Некрасова во многом была новаторской. Во-первых, в ней отчетливо проявляется сближение с прозой, во-вторых, присутствует многоголосие, в- третьих — новый лирический герой. Также к новаторству можно отнести новую картину города, изображение крестьянской жизни, обращение к фольклору (не только к крестьянскому, но и к городскому), новый образ музы и новое изображение любви.
Первая книга стихов Некрасова вышла в 1840 году и называлась «Мечты и звуки». Это сборник романтических и во многом подражательных стихов, так как, работая над ним, Некрасов следовал поэтическим традициям прошлого. В. Г. Белинский подверг книгу нещадной критике. В журнале «Отечественные записки» он написал о сборнике Некрасова следующее: «. если в стихах не видно положительного художнического дарования, нет поэзии, — то уже нет ровно ничего, даже гладкость и звучность стиха в них не достоинство, а скорее порок, ибо возбуждает в читателе не удовольствие, а досаду. Стихи решительно не терпят посредственности».
После этой книги, в начале 40-х годов XIX века, Некрасов делает резкий поворот к другой поэзии. Он отходит от своего раннего стиля, отказывается от единого лирического «я», пишет от лица другого персонажа (ролевая лирика), например стихотворение «В дороге» (1845), которое внешне похоже на диалог, а по существу является монологом, где ямщик рассказывает историю своей жизни.
Во многих стихотворениях появляется сюжет, как в прозе. У Некрасова очень часто можно увидеть события, например «Вчерашний день, часу в шестом». В стихотворении поэзия сталкивается с прозой. Победивших нет, но есть органическое слияние, сюжетное соединение, чисто поэтическое. Важной особенностью этого стихотворения является присутствующий в нем образ музы поэта. Это страдающая русская женщина:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
Многие стихотворения можно назвать «маленькими романами в стихах». Например, «Забытая деревня» (1864) охватывает достаточно большой промежуток времени (многие годы), повествуя о судьбах многих людей.
Некрасов первым стал объединять несколько стихотворений в циклы, а учитывая то, что в его лирике очень сильно прозаическое начало, его сборник стихотворений можно рассматривать как роман.
Он мастерски изображает чужую речь в поэзии, причем речь многих героев. Возникает эффект многоголосия, или полифонии. Герои говорят сами — это сильный художественный эффект, помогающий читателю увидеть героя крупным планом.
Некрасов, как Чернышевский и Добролюбов, по-новому стал понимать искусство. Он считал, что мало поставить проблему, надо показывать, как человеку нужно жить. Он принимал лишь «гражданское искусство», то есть искусство дидактическое.
Некрасов и в лирике, и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает самые разные стороны народного характера: удаль, талант, но при этом также пьянство и холопство. Он прямо и честно показывает национальный характер:
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!
(«Кому на Руси жить хорошо»)
И в изображении любви Некрасов был новатором. Он изображает любовь по- новому, такой, какой ее еще никто не показывал. Любовь Некрасова — не только идиллия и слияние душ, но и ссоры, слезы, страдания. Примирение людей после ссоры похоже на ясную погоду. Это любовь в контексте повседневной жизни. К любовной лирике Некрасова можно отнести стихотворения «Я не люблю иронии твоей» (1850), «Еду ли ночью по улице темной» (1847), «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) и в какой-то степени «Слезы и нервы» (1861).
Лирический герой Некрасова — это обычный житель города, скорее всего Петербурга. Он видит город ремесленников, извозчиков, мещан, простых солдат.
Сюжет стихотворения «Размышления у парадного подъезда» чем-то напоминает повесть о капитане Копейкине из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.
Некрасов, как и Гоголь, — гениальный мастер иронии. Сюжет прост: в подъезде живет какой-то важный человек, имя которого автор назвать не считает нужным, так как это собирательный образ, такой же как и «значительное лицо» в «Шинели» Гоголя. Некрасов рассказывает, как однажды у этого подъезда появились мужики:
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди <…>.
Описывая внешность просителей, Некрасов подмечает «крест на шее и кровь на ногах», что символизирует смирение и страдание. Сатира Некрасова в этом стихотворении остра и глубока, она проявляется в изображении смерти чиновника на Сицилии:
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу. герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..
Естественно, мужиков не допустили к знатной особе, проживающей в парадном подъезде («Наш не любит оборванной черни!»). Далее автор задумывается о судьбе народа, в очередной раз обличая вопиющую социальную несправедливость, царившую в российском государстве:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Подытоживая, можно сказать, что, безусловно, лирика Некрасова затрагивала многие темы и проблемы, но в центре внимания поэта неотрывно находилась жизнь русского народа. Именно описанию нравов, мыслей и быта крестьянского сословия Некрасов отдает свои основные силы.