Анализ повести «Спутники» — Панова
Повесть «Спутники» была написана В. Пановой в 1946 году. Однажды В. Панова получила от писательской организации Перми задание помочь коллективу военно-санитарного поезда № 312, поделиться опытом своей работы. «Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее, люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу..».
Повесть «Спутники» принесла автору общенародную славу, она была удостоена Сталинской премии, высшей литературной награды той поры. Критики отмечали скромность, непритязательность авторского повествования. В центре внимания автора и читателей — санитарный поезд, война где-то далеко, хотя иногда снаряды попадают в вагон. Это рассказ об обыкновенных людях, врачах, санитарках, честно выполняющих свою работу, вывозящих раненых в тыл. В повести они не бросаются с гранатой на вражеские дзоты, не идут в атаку, не вырываются из немецкого окружения. Тем не менее, это произведение взволновало всю страну. Писатель рассказала нам о людях, которых жизнь свела в трудное военное время, они, такие разные, стали единомышленниками, соучастниками единого дела, спутниками. И название произведения несет в себе глубокий, потаенный смысл. «Спутникам предстоит проделать общий путь, длительность которого неизвестна никому. За это время можно успеть полюбить и возненавидеть друг друга. Потому что жизнь все равно продолжается», — писали исследователи.
И герои В. Пановой — обычные люди, со своим характером, со своими слабостями, недостатками, со своей сложной судьбой. Многие из них несчастливы в личной жизни. Например, Лена Огородникова, веселая, боевая девчонка, похожая на мальчишку. Перед войной она вышла замуж, девять месяцев прожила со своим мужем в счастье и любви, а проводив на фронт, неотступно думала о нем. Он же, ее Даня, нашел там другую женщину. И счастье героини неожиданно закончилось. Хирургическая сестра Юлия Дмитриевна, строгая, бескомпромиссная, беззаветно преданная своему делу, вообще никогда не была замужем. Она не отличается внешней привлекательностью, красотой, однако образ этой героини очень яркий и интересный. Работая в санитарном поезде, она влюбляется в доктора Супругова, у нее появляется надежда создать семью, иметь детей. Однако в финале этот человек разочаровывает ее, обнаружив в своем поведении мелочность, расчетливость, нерешительность. Доктор Белов, начальник поезда, — это настоящий интеллигент, тонкий, деликатный человек, искренне любящий семью. Однако в отношениях его с сыном не все складывается гладко, жена и дочь погибают. Наконец, комиссар Белов, сформировавший этот санитарный поезд. Это также человек непростой судьбы, не слишком счастливый в личной жизни. В его отношениях с женой нет настоящей любви.
Критики писали: «“Спутники” — это совокупность маленьких трагедий повседневности. И дело даже не в войне — этой огромной всеобщей трагедии, перед которой отступают трагедии частные, индивидуальные. Просто сама по себе человеческая жизнь трагична. Ничего не поделаешь — счастье и радость недолговечны, а боль редко проходит. И вместе с начальником поезда доктором Беловым мы переживаем известие о гибели в Ленинграде от бомбардировки его жены и дочери; вместе с комиссаром Даниловым — встречу с первой возлюбленной, которой в поезде ампутируют ногу; вместе с Юлией Дмитриевной — любовь и разочарование в докторе Супругове. <…>
И душевные страдания здесь, в санитарном поезде, оказывается, переживаются сильнее, чем страдания физические. Раненый Глушков, потерявший ногу, страдает как раз от того, что остался жив. Боль в ампутированной ноге сменяется болью от постоянных переживаний. И другой раненый, наполовину парализованный Крамин, говорит ему: “Ты шел умирать. Ты остался жив. Считай, что ты родился второй раз. Судьба сделала тебе такой подарок. Учись жить”».
Учиться жить заново приходится каждому из героев. Но есть то, что всех их объединяет. Они умеют неутомимо и самозабвенно работать, труд в санитарном поезде является их душой, их жизнью. Именно это качество позволяет комиссару Данилову сплотить этих людей в крепкий, надежный коллектив.
Судьба каждого из героев В. Пановой остается открытой. Мы не знаем, как будут жить Лена Огородникова и Юлия Дмитриевна, найдет ли Белов своего потерявшегося в войну сына Игоря, вернется ли на завод машинист Кравцов. Однако мы уже успели полюбить этих героев, и нам хочется, чтобы жизнь их сложилась хорошо и счастливо.
Таким образом, в этом произведении «не интрига организует действие и создает драматизм повествования, а внутренняя жизнь людей… История входит в повествование через внутренний мир и быт людей. Характеры испытываются самым общим и самым частным: войной и любовью. Однако несбыточность любви или утрата счастья не становится для них полной катастрофой». Герои В. Пановой достойно ведут себя в любой жизненной ситуации, обнаруживая силу духа, стойкость и любовь к своему делу. Всем этим повесть неизменно привлекает внимание читателей.