Сочинения

Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова

Стихотворения, датированные 1837-1841 годами, в которых поднимается тема поэта и поэзии («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»), можно смело назвать гражданской лирикой поэта.

Стихотворение «Смерть поэта» во многом определило судьбу Лермонтова. После того как это произведение вызвало большой общественный резонанс, он был арестован и сослан на Кавказ на 9 месяцев.

В «Смерти поэта» присутствует мотив судьбы:

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Автор беспощадно обличает пороки современного ему поколения, высказывает смелые суждения, поднимает проблему нравственного и интеллектуального кризиса общества и т. д. Лермонтов понимал, что в гибели Пушкина виновно общество, которое оттолкнуло его, не смогло разглядеть в нем величайшего гения своей эпохи:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!..

Лермонтов говорит, что Пушкин в последние месяцы жизни был одинок, судьба его оказалась трагической. В произведениях Лермонтова судьба поэта практически всегда оказывается трагической. В стихотворении «Пророк» (1841), которое является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка» (1826), он продолжает эту тему.

Если в стихотворении Пушкина описывается лишь процесс становления поэта пророком, то у Лермонтова читатель может найти одну из версий дальнейшего развития событий: избранный Богом, но непризнанный и непонятый в мире людей, пророк так и остается неуслышанным:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

А. С. Пушкин «Пророк»

С тех пор как Вечный Судия Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

М. Ю. Лермонтов «Пророк»

В 30-е годы XIX века романтизм был ведущим направлением, и излюбленной темой поэтов-романтиков было противопоставление поэта и толпы. Но даже в этой теме оставались противоречия. Поэты-декабристы представляли поэта как героя, за которым должны были пойти люди.

В своем стихотворении «Поэт» (1838) Лермонтов показывает два образа поэта: 1) поэт, каким он должен быть и каким он был когда-то и 2) то, что поэт представляет собой в действительности. Начинается стихотворение с шести строф, посвященных кинжалу («Клинок надежный, без порока»), то есть автор метко сравнивает остроту поэтических слов с остротой кинжала. В конце стихотворения Лермонтов вводит голос толпы, и получается, что в стихотворении два поэта и две толпы, и поэт уже не носитель божественной личности, а вполне заурядная личность, ничем не отличающаяся от остальных членов общества. Таким образом Лермонтов устраняет романтические противоречия, но придает слову «толпа» другой смысл, и получается, что поэт сам сын народа и дитя поколения. Единственный вопрос, который Лермонтов задает поэту, — способен ли он воспрянуть ото сна и начать «глаголом жечь сердца людей» (А. С. Пушкин):

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Еще одно важное для понимания темы поэта и поэзии в творчестве Лермонтова стихотворение — «Не верь себе» (1839).Лермонтов, обращаясь к поэту, впервые говорит о том, что толпа, которую все заранее готовы презирать, оказывается, состоит из людей, которые живут, работают, и вполне возможно, тяжело и усердно, но не демонстрируют свои страдания, а достойно несут каждый свой крест:

Взгляни: перед тобой играючи идет Толпа дорогою привычной,

На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты!..

По сравнению с этим поэт может предъявить толпе нечто довольно сомнительное. Какое общество — таков и поэт, он не способен принести высшей истины; если у толпы своя трагедия, то у поэта — своя, то есть поэт уже не «сын богов», а именно сын своего времени, и если времена — вялые и безыдейные, то и переживания поэта никто не будет воспринимать всерьез:

Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,

С своим напевом заученным,

Как разрумяненный трагический актер,

Махающий мечом картонным.

Лекция № 17