Тема поэта и поэзии в лирике Н. А. Некрасова
Говоря о судьбе поэта в лирике Некрасова, следует иметь в виду, что на протяжении всего своего творческого пути поэт стоял перед мучительным выбором: отказаться от божьего дара (и во многом от самого себя) или от революционной деятельности. Он не мог, как Пушкин, четко осознать для себя свое призвание. В 1876 году он написал так:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
(«Зине»)
После смерти Белинского, случившейся в 1848 году, Некрасов был назначен редактором журнала «Современник» и стал по-новому понимать искусство. Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Некрасов считал, что мало поставить проблему, надо показать ее решение, указать человеку путь; Николай Алексеевич принял гражданское, или дидактическое искусство:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…
(«Поэт и гражданин»)
Тема поэта и его места в мире присутствует во многих стихах Некрасова, например в вышеупомянутом стихотворении «Поэт и гражданин», в «Блажен незлобивый поэт.», а также в произведении «Вчерашний день, часу в шестом».
Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме диалога между поэтом и гражданином, в ходе которого собеседники высказывают мысли о месте художника в жизни. Сначала кажется, что собеседники находятся на разных полюсах. Поэт будто завидует, он делает свое дело, а гражданин сетует на свое положение:
А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла Достойных граждан. Знаешь ты Их участь?.. Преклони колени!..
Далее гражданин говорит о той ситуации, когда он не может ничего сделать, судьба его складывается трагически. Поэт завидует гражданину, а гражданин — поэту. Поэт, как и всякий честный человек, должен быть гражданином своей страны, его высокая гражданская позиция должна сочетаться с художественным талантом. На первый план ставится главенство служения насущным проблемам времени (здесь автор как бы полемизирует со сторонниками идеи «искусства для искусства»). Некрасов, подытоживая свою мысль, уравнивает обоих персонажей словами:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
В стихотворении важно понять то, что и у гражданина, и у поэта есть своя трагедия. Заканчивается стихотворение обращением к музе, и здесь отчетливо видно лирическое «я» Некрасова:
О Муза, гостьею случайной Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте.
В стихотворении «Блажен незлобивый поэт.», написанном в 1852 году и посвященном памяти Н. В. Гоголя, сопоставляется творчество противоположных направлений. Автор говорит о разнице между двумя поэтами — незлобивым («в ком мало желчи, много чувства») и поэтом, «чей благородный гений» заставляет его быть «обличителем толпы». Некрасов понимает, что первый поэт «прочно властвует толпой», а второго, наоборот, «преследуют хулы», но ему не страшна такая участь, ведь он понимает, что бороться с пороком, высмеивая и обличая его, — миссия настоящего поэта. Автор готов к запоздалому признанию, он уверен, что потомки оценят его труды:
Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
В этом стихотворении тесно сплетаются темы любви к людям, тернистого пути поэта, отношения творца и общества. К. И. Чуковский отметил, что «стихотворение «Блажен незлобивый поэт.» внушено Некрасову «Мертвыми душами» — тем отрывком поэмы, где Гоголь размышляет об «уделах» и «судьбах», которые ожидают двух разных писателей — одного, льстящего своим современникам, и другого, говорящего им суровую правду».
В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом.» Некрасов переосмыслил образ музы: он сравнивает ее с крестьянкой, чтобы показать направленность своей поэзии — сочувствие страданиям народа, его тяжелой доле. Филолог О. А. Проскурин писал: «Поэт стремился создать. поэтический символ народных страданий». Молчание крестьянки символизирует смирение и стойкость угнетенного народа. Образ Музы олицетворяет судьбу поэта и поэзии, страдающих от притеснения властей, самодержавной цензуры:
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»В стихотворении «Элегия» Некрасов берет традиционную форму жанра — внутренний мир героя, размышления о смерти, печальный, трагический тон, высокий стиль, мысли о жизни, пейзажи:
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме <…>.
Даже размер — шестистопный ямб и парная рифмовка — вполне традиционны для элегии. Во второй половине XIX века элегия воспринималась уже как архаическая форма, но в традиционную форму Некрасов вкладывает современное содержание, поднимает тему предназначения поэта и поэзии:
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?..
Муза Некрасова, так же как и муза Пушкина, не просто учит петь и вдохновляет, она обращает внимание на главное — на судьбу народа. Некрасов стилизует стихотворение под поэзию начала века: в нем присутствуют инверсия (рабство — свобода), «напевы сельских дев» (перекличка с «Евгением Онегиным); «… вечер настает» — пейзаж, подобный тем, что можно встретить в ранних стихотворениях Пушкина или творчестве Жуковского.
Таким образом, тему поэта и поэзии можно назвать одной из главных в творчестве Некрасова. Поэт неоднократно обращался к размышлениям о миссии художника и даже выработал собственную четкую позицию — служение идеалам гражданственности. Некрасов всячески подчеркивал пользу дидактического искусства для России, так как считал его единственно возможным в данный исторический период.