Без рубрики

Сюжет и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»

Сюжет и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»

«Мцыри» — одна из поздних кавказских поэм, последний из лучших образцов русской романтической поэмы. Год создания точно не известен, исследователи выдвигают две версии: 1839 или 1840 год. Замысел поэмы возник у Лермонтова, скорее всего, в 1831 году. С грузинского «мцыри» переводится как «послушник»; это слово заменяет герою имя, но, по сути, именем не является.

Лермонтов создает еще одного романтического героя, но герой этот необычен. В то время гораздо более распространен был байронический герой — герой, которому была свойственна рефлексия, то есть внутренняя раздвоенность; герой, который был склонен к самоанализу, разочарован в жизни и вынужден бездействовать. Мцыри другой, он — борец, он протестует против насилия над личностью, представляя себе Родину как край абсолютной свободы. Даже несмотря на то что побег не удался и герою так и не было суждено попасть домой, Лермонтов воспевает его способность к борьбе, могущество его воли и мужества.

В произведении два начала: героическое и трагическое, и они очень тесно связаны. Характер Мцыри Лермонтов противопоставляет образу поколения, на которое он уже давно смотрел с разочарованием и тоской. Мцыри — новый романтический герой, не похожий на «героев времени»: он не пребывает в раздумьях и скуке, он действует, борется, стремится к своей цели, смело сражаясь со всеми препятствиями.

Лермонтов — гений дисгармонического стиля, отсюда и необычная композиция поэмы. В композиционном отношении поэма делится на две неравные части: история жизни Мцыри и его исповедь. История героя изложена в первых двух главах, где идет повествование от автора. Первая глава — это экспозиция, а во второй содержится непосредственно рассказ о Мцыри. Большая же часть поэмы написана как исповедь героя. Этот прием — хороший способ показать героя изнутри, он был характерен для романтизма с его вниманием к психологизму. Большая часть исповеди посвящена тем трем дням, которые Мцыри провел на воле. Но эту часть на самом деле нельзя с полной уверенностью считать исповедью, так как Мцыри не верит, что можно другому человеку полностью раскрыть свою душу («А душу можно ль рассказать?»).

Мира в душе героя до последних строк не видно, но зато виден романтический конфликт, традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи навстречу свободе. У Пушкина, например, в его произведении «Цыганы» герой Алеко сознательно пришел к этой жизни, ведь в прошлом он был городским жителем, но жаждал свободы и нашел ее. Мцыри же, наоборот, хочет вернуться в свою естественную среду, хочет порвать с миром монастыря, стремится обрести самого себя. Лермонтов хотел показать человека, для которого любовь к свободе естественна, и желание обрести ее — часть натуры, а не идея, привитая литературой или, например, культурой.

Белинский восхитился характером лермонтовского героя: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».