Без рубрики

Сравненительный анализ Герой нашего времени и Евгений Онегин

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

«Герой нашего времени» публиковался с 1838 года в журнале «Отечественные записки» по частям, первое полное издание появилось в 1840 году.

Термин «лишний человек» появится только в 50-х годах XIX века, после выхода произведения «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, но литературные образы «лишних людей» появляются гораздо раньше: к ним можно отнести Чацкого («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Онегина и Печорина.

Лермонтов начинает писать очередной роман о «лишнем человеке» тогда, когда с момента окончания А. С. Пушкиным «Евгения Онегина» прошло чуть меньше десяти лет. Лермонтов часто начинал там, где Пушкин ставил точку (например, стихотворения «Пророк» (1841) и «Узник» (1837) являются своеобразными продолжениями пушкинских «Пророка» (1826) и «Узника» (1822)). Действительно, Пушкин написал психологический роман на фоне энциклопедического мира, и главной задачей его было показать историю характера и его становления. Лермонтов ставит себе другую цель: он имеет дело с уже сформировавшимся характером, его интересует не становление характера, а последствия этого становления. Хотя читатель и узнает из каждой повести новые черты героя, но вряд ли можно сказать, что Печорин меняется на протяжении романа. Его характер остается неизменным. У Пушкина в первых главах «Евгения Онегина» при всей серьезности преобладает ирония, а к концу романа тон автора по отношению к герою становится более сочувственным. И читатель понимает, что постепенно фигура Онегина вырисовывается как трагическая. Фигура «лишнего человека» все больше становится фигурой героя своего времени. И в «Герое нашего времени» уже нет места никакой иронии, этот образ полностью сложился как трагический.

В поколении Лермонтова (поколение «реакции») происходит переоценка практически всех ценностей, даже дружбы и любви. Если неспособность любить у Онегина выглядела как единичный случай, то в печоринском поколении это уже приобрело характер эпидемии.

Лермонтов не собирался повторять Пушкина, он писал совсем другой социально-психологический роман, где на первый план выходит один главный герой и все направлено на него (так строится и композиция, и система образов). Если в пушкинском романе можно увидеть черты многих литературных направлений, то роман Лермонтова полностью написан в реалистической манере. Автор строит свой роман отлично от пушкинской манеры, где все определяется стихотворной формой и образом автора: Лермонтову в «Герое нашего времени» принадлежит только предисловие.

Сравнивая двух главных героев (Онегина и Печорина), надо подчеркнуть их несомненное сходство: оба они образованны, начитанны, происходят из дворянских кругов, но по какой-то причине не могут найти себе места в жизни. Им быстро наскучивает любое новое дело, они понимают, что мир полон злобы, зависти и других пороков. Оба героя стремятся избавиться от этого общества: Онегин уезжает в деревню, Печорин — на Кавказ. Но и в этих местах им быстро наскучивают и пейзаж, и окружение, и женщины. Они оба равнодушны к судьбам людей: Онегин разбивает сердце Татьяны, Печорин — Мери, Бэлы и Веры, Онегин убивает на дуэли Ленского, Печорин — Грушницкого.

Сердца героев не воспламеняет даже любовь, она им уже давно наскучила:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут — мигом утешался;

Изменят — рад был отдохнуть.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

«Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, — но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Бэла»)

В конце обоих произведений герои все-таки обретают любовь, но они все равно несчастны, ведь женщины, к которым они воспылали нежной страстью, уже замужем, они «другому отданы». Любовь Онегина к Татьяне, также как и любовь Печорина к Вере, возникает только тогда, когда герой понимает, что им уже не суждено быть вместе. И Онегин, и Печорин переосмысливают свои чувства:

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Онегин сохнет — и едва ль Уж не чахоткою страдает.

В тоске безумных сожалений К ее ногам упал Евгений;

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Так же герои относятся и к дружбе. Онегину не нравились бесполезные разговоры «о псарне, о своей родне», но он все-таки поддерживает дружеские отношения с Ленским — единственным образованным обитателем деревенской округи. Пушкин объясняет это скукой, в разной степени одолевающей обоих молодых людей:

Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Печорин же в принципе нелестного мнения о дружбе: по его мнению, он способен лишь поддерживать приятельские отношения с другими людьми, в отношениях же, основанных на более глубокой привязанности, он смысла не видит:

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

(«Княжна Мери»)

Но, даже учитывая все эти сходства, герои во многом различны, и это различие можно увидеть, сопоставив эпизоды дуэлей Онегина с Ленским и Печорина с Грушницким. Герой Пушкина принял вызов на дуэль лишь потому, что страшился общественного мнения. Он понимал, что повод ничтожен и его даже нельзя считать достойным внимания, но все равно решил стреляться. У Печорина же, наоборот, были непримиримые противоречия с Грушницким, которые тот высказал в своих последних, перед смертью, словах:

«Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места.»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Перед дуэлью Онегин хорошо спал и совсем не волновался, в отличие от своего противника Ленского. Печорин же, наоборот, не спал, а предавался философским размышлениям, подводил итог своей жизни, выражая полную готовность с ней расстаться:

«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова. прощайте!.. »

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» («Княжна Мери»)

Печорин после этого инцидента не задумывался о том, что Грушницкий умер зря, не представлял, что было бы, если бы он остался в живых, эта смерть никак не тревожила совесть героя. Онегин же, напротив, раскаивается в содеянном, понимает, что смерть Ленского глупа и нелепа, а в конце романа убитый Ленский то ли снится, то ли видится Онегину:

То видит он: на талом снеге,

Как будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Таким образом, при сопоставлении характеров Онегина и Печорина становится понятно, что герои одновременно и схожи, и различны между собой. На формирование характеров Онегина и Печорина повлияли не только творческие задумки Пушкина и Лермонтова, но и особенности конкретной эпохи. Даже несмотря на то что эти произведения увидели свет с разницей менее чем в десять лет, они создавались в очень разных исторических условиях, и это крайне важно для понимания характеров героев.