Без рубрики

Проблемы в произведениях Некрасова

Проблематика лирики Некрасова

Поэзия Некрасова во многом была новаторской. Во-первых, в ней отчетливо проявляется сближение с прозой, во-вторых, присутствует многоголосие, в- третьих — новый лирический герой. Также к новаторству можно отнести новую картину города, изображение крестьянской жизни, обращение к фольклору (не только к крестьянскому, но и к городскому), новый образ музы и новое изображение любви.

Первая книга стихов Некрасова вышла в 1840 году и называлась «Мечты и звуки». Это сборник романтических и во многом подражательных стихов, так как, работая над ним, Некрасов следовал поэтическим традициям прошлого. В. Г. Белинский подверг книгу нещадной критике. В журнале «Отечественные записки» он написал о сборнике Некрасова следующее: «. если в стихах не видно положительного художнического дарования, нет поэзии, — то уже нет ровно ничего, даже гладкость и звучность стиха в них не достоинство, а скорее порок, ибо возбуждает в читателе не удовольствие, а досаду. Стихи решительно не терпят посредственности».

После этой книги, в начале 40-х годов XIX века, Некрасов делает резкий поворот к другой поэзии. Он отходит от своего раннего стиля, отказывается от единого лирического «я», пишет от лица другого персонажа (ролевая лирика), например стихотворение «В дороге» (1845), которое внешне похоже на диалог, а по существу является монологом, где ямщик рассказывает историю своей жизни.

Во многих стихотворениях появляется сюжет, как в прозе. У Некрасова очень часто можно увидеть события, например «Вчерашний день, часу в шестом». В стихотворении поэзия сталкивается с прозой. Победивших нет, но есть органическое слияние, сюжетное соединение, чисто поэтическое. Важной особенностью этого стихотворения является присутствующий в нем образ музы поэта. Это страдающая русская женщина:

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Многие стихотворения можно назвать «маленькими романами в стихах». Например, «Забытая деревня» (1864) охватывает достаточно большой промежуток времени (многие годы), повествуя о судьбах многих людей.

Некрасов первым стал объединять несколько стихотворений в циклы, а учитывая то, что в его лирике очень сильно прозаическое начало, его сборник стихотворений можно рассматривать как роман.

Он мастерски изображает чужую речь в поэзии, причем речь многих героев. Возникает эффект многоголосия, или полифонии. Герои говорят сами — это сильный художественный эффект, помогающий читателю увидеть героя крупным планом.

Некрасов, как Чернышевский и Добролюбов, по-новому стал понимать искусство. Он считал, что мало поставить проблему, надо показывать, как человеку нужно жить. Он принимал лишь «гражданское искусство», то есть искусство дидактическое.

Некрасов и в лирике, и в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показывает самые разные стороны народного характера: удаль, талант, но при этом также пьянство и холопство. Он прямо и честно показывает национальный характер:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет!

(«Кому на Руси жить хорошо»)

И в изображении любви Некрасов был новатором. Он изображает любовь по- новому, такой, какой ее еще никто не показывал. Любовь Некрасова — не только идиллия и слияние душ, но и ссоры, слезы, страдания. Примирение людей после ссоры похоже на ясную погоду. Это любовь в контексте повседневной жизни. К любовной лирике Некрасова можно отнести стихотворения «Я не люблю иронии твоей» (1850), «Еду ли ночью по улице темной» (1847), «Мы с тобой бестолковые люди» (1851) и в какой-то степени «Слезы и нервы» (1861).

Лирический герой Некрасова — это обычный житель города, скорее всего Петербурга. Он видит город ремесленников, извозчиков, мещан, простых солдат.

Сюжет стихотворения «Размышления у парадного подъезда» чем-то напоминает повесть о капитане Копейкине из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.

Некрасов, как и Гоголь, — гениальный мастер иронии. Сюжет прост: в подъезде живет какой-то важный человек, имя которого автор назвать не считает нужным, так как это собирательный образ, такой же как и «значительное лицо» в «Шинели» Гоголя. Некрасов рассказывает, как однажды у этого подъезда появились мужики:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди <…>.

Описывая внешность просителей, Некрасов подмечает «крест на шее и кровь на ногах», что символизирует смирение и страдание. Сатира Некрасова в этом стихотворении остра и глубока, она проявляется в изображении смерти чиновника на Сицилии:

Ты уснешь, окружен попечением

Дорогой и любимой семьи

(Ждущей смерти твоей с нетерпением);

Привезут к нам останки твои,

Чтоб почтить похоронною тризною,

И сойдешь ты в могилу. герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Естественно, мужиков не допустили к знатной особе, проживающей в парадном подъезде («Наш не любит оборванной черни!»). Далее автор задумывается о судьбе народа, в очередной раз обличая вопиющую социальную несправедливость, царившую в российском государстве:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Подытоживая, можно сказать, что, безусловно, лирика Некрасова затрагивала многие темы и проблемы, но в центре внимания поэта неотрывно находилась жизнь русского народа. Именно описанию нравов, мыслей и быта крестьянского сословия Некрасов отдает свои основные силы.