Анализ стихотворения «Соловьи» Дудин
Критикой принято относить М. Дудина к военному поколению вместе с М. Лукониным, С. Орловым, А. Межировым. И почти у всех поэтов военных лет есть одно-два стихотворения, написанных на фронте, которые являются как бы творческой эмблемой художника, отражают его индивидуальность. У С. Орлова это стихотворение «Его зарыли в шар земной…», у М. Луконина — «Приду к тебе…», у С. Гудзенко — «Перед атакой…». Есть такое произведение и М. Дудина. Это стихотворение «Соловьи», написанное в 1942 году.
С. Орлов писал об этих стихах: «В балладе “Соловьи” сто строк. Не много для исповеди и раздумий о прожитой жизни и главном в ней. Яркие, красочные картины весеннего мира, рождений и расцвета перебиваются порывистыми, как дыхание, строками о жизни человеческой, о любви и счастье, а те, в свою очередь, сменяются строфами, рисующими последние мгновения смертельно раненного солдата… Прямота и бесстрашие последних строк стихотворения продиктованы бескрайней весной, землей, опутанной колючей проволокой, счастьем грядущего мира, биением человеческих сердец под солдатскими шинелями».
Стихотворение «Соловьи» многогранно. Критики отмечали в нем «удивительное, редкое соединение публицистики, романтики, даже гусарства… и грубых подробностей войны, эпического размаха и проникновенной лирики»2.
Начало стихотворения сурово, аскетично:
О мертвых мы поговорим потом.
Смерть на войне обычна и сурова.
В той же стилистической манере разворачивается лирический сюжет: «Трехсотпятидесятый день войны…». Указано место, где умирал товарищ из «пулеметной роты». Само описание смерти, на первый взгляд, не сопровождается сильными эмоциями:
Он умирал. И, понимая это,
Смотрел на нас и молча ждал конца.
Однако вскоре мы начинаем понимать, каких усилий стоит поэту эта сдержанность, этот «пафос холодного мужества». Лирический герой изо всех сил сдерживает чувства, он приказывает себе:
Ну, стой и жди. Застынь. Оцепеней.
Запри все чувства сразу на защелку.
И этим объяснением сразу же снимаются все вопросы. Эта мотивировка подготавливает эмоциональный взрыв в следующей строке:
Вот тут и появился соловей,
Несмело и томительно защелкал.
Потом сильней, входя в горячий пыл,
Как будто сразу вырвавшись из плена,
Как будто сразу обо всем забыл,
Высвистывая тонкие колена.
Лирический герой прислушивается к естественным проявлениям жизни, ее живому течению, ее всемогущему зову. Поэт дает здесь полную свободу чувству: герой радуется цветущей сирени, любуется земляникой на минном поле, с наслаждением вдыхает аромат ландыша и мяты, слушает трели соловьев и песнь малиновки. Жизнь и смерть существуют рядом. Жизнь могуча и непобедима. И смерть на фоне ликующей жизни природы кажется нелепой, невозможной:
Нелепа смерть. Она глупа. Тем боле Когда он, руки разбросав свои,
Сказал: «Ребята, напишите Поле —
У нас сегодня пели соловьи».
Это место является сюжетной кульминацией и эмоциональной вершиной произведения. Далее лирический герой обращается к своему погибающему товарищу:
Он не дожил, не долюбил, не допил,
Недоучился, книг не дочитал.
И теперь уже он больше не сдерживает чувства. Герой понимает, что и его жизнь может оборваться в любой момент:
Я был с ним рядом. Я в одном окопе,
Как он о Поле, о тебе мечтал.
И, может быть, в песке, в размытой глине, Захлебываясь в собственной крови,
Скажу: «Ребята, дайте знать Ирине —
У нас сегодня пели соловьи».
Финал стихотворения — мысли поэта о будущем. Мы понимаем, что смерть эта во имя будущего, когда родятся дети
Для подвигов, для песен, для любви». Финал стихотворения напоминает нам начало:
Я славлю смерть во имя нашей жизни!
О мертвых мы поговорим потом.
Таким образом, мы видим кольцевую композицию, хотя смысловая тональность этих строк отличается от начальной строки.
Почти все стихотворение написано катренами, оно включает лишь три двустишия (два из них включают строку-рефрен — «Трехсотпятидесятый день войны»). Рифмовка — перекрестная и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («в сырой земле», «обветренные скулы»), метафору («Сердца сгорели», «Запри все чувства на защелку…»), анафору («Он не нуждался в помощи ничьей. Он умирал…»), олицетворение («И ландыш, приподнявшись на носок, Заглядывал в воронку от разрыва…»), лексический повтор («цветет, Цветет на минном поле земляника!»).