Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова
В конце января 1944 года в Ташкент пришло известие о полном снятии блокады с Ленинграда. 29 февраля 1944 года А.А. Ахматова написала стихотворение «Победителям». Впервые оно было опубликовано в журнале «Красноармеец». Однако затем подверглось нападениям критики, длительное время было запрещено к переизданию. Генеральный секретарь правления Союза писателей А.А. Фадеев в одном из своих выступлений заявил, что в этом стихотворении у Ахматовой присутствует высокомерное, барское отношение к народу: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки… Так барыня кличет дворовых…».
А.А. Ахматова, вероятно, не читала это стихотворение перед широкой аудиторией, но оно было прочитано в узком кругу: она читала его своим друзьям, коллегам — Н.Я. Мандельштам, Э.Г. Бабаеву, З.А. Тумановой, Г.П. Макогоненко.
В центре сюжета стихотворения — Ленинград, город с Нарвскими воротами, война, идущие на фронт советские солдаты. Первые строчки стихотворения полностью соответствуют историческим реалиям:
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть,
Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт».
Нарвские ворота здесь становятся своеобразной границей между жизнью и смертью. Впереди героев ждала неизвестность, возможно, гибель. Именно об этом писала А.А. Ахматова. Это произведение — «и гимн победителям, и их поминовение, ибо освобождение Ленинграда достигнуто ценой гибели защитников, их “соборной жертвой”». Исследователи отмечали наличие в произведении евангельских мотивов, мотива жертвы. Так, образ «желтые жерла “Берт”» с точки зрения фонетики и семантики ассоциируется у нас с образом «жертвы». Кроме того, исследователи отмечали, что выбор эпитета здесь не случаен. Желтый — цвет подлости, корысти, золота. Перекликается с названием рассказа М. Горького «Город желтого дьявола». Таким образом, фашистская идеология не что иное, как дьявольский режим, основанный на подлости, человеконенавистничестве, корысти.
И далее у Ахматовой следует цитата из евангельского текста: «Жизнь свою за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В стихотворении речь идет не просто о почивших воинах, но о стоящих насмерть защитниках Ленинграда. «Их жертва — высшее проявление любви к городу, России, народу. Отсюда и открытая отсылка к заповеди Иисуса Христа перед его искупительной жертвой».
В финале поэт стремится назвать поименно каждого из погибших, безымянных героев, помня о том, что каждый из них — чей-то сын, брат, внук:
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки —
Внуки, братики, сыновья.
Здесь возникает тема памяти о погибших героях, особенно актуальная в послевоенный период.
Стихотворение написано дольником, рифмовка — перекрестная, парная, кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («желтые жерла “Берт”», «незатейливые парнишки»), библейский афоризм («жизнь свою за други своя…»), метафору («Впереди была только смерть…»), ряды однородных членов и бессоюзие («Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки — Внуки, братики, сыновья»).