Без рубрики

Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова

Анализ стихотворения «Победителям» Ахматова

В конце января 1944 года в Ташкент пришло известие о полном снятии блокады с Ленинграда. 29 февраля 1944 года А.А. Ахматова написала стихотворение «Победителям». Впер­вые оно было опубликовано в журнале «Красноармеец». Од­нако затем подверглось нападениям критики, длительное вре­мя было запрещено к переизданию. Генеральный секретарь правления Союза писателей А.А. Фадеев в одном из своих выступлений заявил, что в этом стихотворении у Ахматовой присутствует высокомерное, барское отношение к народу: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки… Так барыня кличет дво­ровых…».

А.А. Ахматова, вероятно, не читала это стихотворение пе­ред широкой аудиторией, но оно было прочитано в узком кру­гу: она читала его своим друзьям, коллегам — Н.Я. Мандель­штам, Э.Г. Бабаеву, З.А. Тумановой, Г.П. Макогоненко.

В центре сюжета стихотворения — Ленинград, город с Нарвскими воротами, война, идущие на фронт советские сол­даты. Первые строчки стихотворения полностью соответству­ют историческим реалиям:

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть,

Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт».

Нарвские ворота здесь становятся своеобразной границей между жизнью и смертью. Впереди героев ждала неизвест­ность, возможно, гибель. Именно об этом писала А.А. Ахма­това. Это произведение — «и гимн победителям, и их помино­вение, ибо освобождение Ленинграда достигнуто ценой гибе­ли защитников, их “соборной жертвой”». Исследователи от­мечали наличие в произведении евангельских мотивов, мотива жертвы. Так, образ «желтые жерла “Берт”» с точки зрения фо­нетики и семантики ассоциируется у нас с образом «жертвы». Кроме того, исследователи отмечали, что выбор эпитета здесь не случаен. Желтый — цвет подлости, корысти, золота. Пере­кликается с названием рассказа М. Горького «Город желтого дьявола». Таким образом, фашистская идеология не что иное, как дьявольский режим, основанный на подлости, человеко­ненавистничестве, корысти.

И далее у Ахматовой следует цитата из евангельского тек­ста: «Жизнь свою за други своя» — «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». В стихотворении речь идет не просто о почивших воинах, но о сто­ящих насмерть защитниках Ленинграда. «Их жертва — выс­шее проявление любви к городу, России, народу. Отсюда и открытая отсылка к заповеди Иисуса Христа перед его иску­пительной жертвой».

В финале поэт стремится назвать поименно каждого из погибших, безымянных героев, помня о том, что каждый из них — чей-то сын, брат, внук:

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки —

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки —

Внуки, братики, сыновья.

Здесь возникает тема памяти о погибших героях, особенно актуальная в послевоенный период.

Стихотворение написано дольником, рифмовка — пере­крестная, парная, кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («желтые жерла “Берт”», «незатейливые парнишки»), библейский афо­ризм («жизнь свою за други своя…»), метафору («Впереди была только смерть…»), ряды однородных членов и бессою­зие («Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки — Внуки, братики, сыновья»).