Без рубрики

Анализ стихотворения «Далекий свет» — Ваншенкин

Анализ стихотворения «Далекий свет» — Ваншенкин

Обращаясь к теме войны, К. Ваншенкин не ограничивает­ся только воспоминаниями. «Сюжеты их не замкнуты в про­шедшем времени. И не прикреплены лишь к жизни непосред­ственных участников тех далеких событий. Он находит спо­соб разместить своих героев в разных эпохах, чтобы выяснить их отношение к протекшему — теперь уже не малому — време­ни и будущему».

Стихотворение «Дальний свет» было написано К. Ваншенкиным в 1965 году. Оно начинается обычной сценой военных будней, в которой участвуют два безымянных солдата. Их дей­ствия размеренны и неторопливы. Вот они «окоп отрыли у раз­вилки», установили противотанковые ружья, приготовили бутылки с горючей смесью. Дальнейшее развитие сюжета нам ясно. «Сюжет» их жизни неумолим и не имеет вариантов. «Фронт изодранный латая», им суждено навсегда остаться на этой развилке.

Но этот сюжет, повторяющийся на войне чуть ли не каж­дый день, для Ваншенкина уже перестал быть обыденным. Он дает нам ощутить расстояние лет. Мы посмотрим на него из дальней дали. Тут действует проницающая энергия памяти, реставрирующая способность чувства. Это — сегодняшний лиризм поэта. Он приблизил минувшее.

Сквозь даль времени оно вошло в нынешний и входит в завтрашний день. Два солдата погибли, «прикрыв грядущее собой». То «грядущее» — это наше сегодня и уже не наше, а принадлежащее детям, завтра.

Прикрыть досталось двум солдатам у края жизней их самих Не все грядущее — куда там! —

А в том грядущем только миг.

Какой? Отмеченный печатью Дождя иль солнцем залитой?

С твоею радостью, печалью,

С твоей, быть может, суетой?

«Тут есть и сюжет, и быт, и персонажи, но это лирическое стихотворение в самом глубоком смысле слова. Своеобраз­ный синтез баллады с элегией. И стало оно таким не из-за внешних признаков жанра. Но это лирика по сути, по внутреннему жизненному побуждению, сосредоточившая са­мое главное — воспринятое в давнюю пору, передуманное поз­же и предназначенное будущему — как неделимое достояние личности».

Стихотворение написано катренами. Рифмовка — пе­рекрестная. Поэт использует различные средства художе­ственной выразительности: эпитет («спокойной поступью», «праведною местью»), метафору («прикрыв грядущее со­бой…», «Так и стоят они в веках…»), анафору («Их руки от­дыха просили, Их ноги верстами свело»), риторический вопрос («Какой? Отмеченный печатью Дождя иль солнцем залитой? С твоею радостью, печалью, С твоей, быть может, суетой?»).