Без рубрики

Анализ повести «Спутники» — Панова

Анализ повести «Спутники» — Панова

Повесть «Спутники» была написана В. Пановой в 1946 году. Однажды В. Панова получила от писательской орга­низации Перми задание помочь коллективу военно-санитар­ного поезда № 312, поделиться опытом своей работы. «Невдо­мек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком вхо­дила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее, люди, к которым я иду. Эти люди жили на коле­сах уже почти три с половиной года: с первых дней войны со­брались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу..».

Повесть «Спутники» принесла автору общенародную сла­ву, она была удостоена Сталинской премии, высшей литера­турной награды той поры. Критики отмечали скромность, не­притязательность авторского повествования. В центре вни­мания автора и читателей — санитарный поезд, война где-то далеко, хотя иногда снаряды попадают в вагон. Это рассказ об обыкновенных людях, врачах, санитарках, честно выпол­няющих свою работу, вывозящих раненых в тыл. В повести они не бросаются с гранатой на вражеские дзоты, не идут в атаку, не вырываются из немецкого окружения. Тем не менее, это произведение взволновало всю страну. Писатель расска­зала нам о людях, которых жизнь свела в трудное военное вре­мя, они, такие разные, стали единомышленниками, соучаст­никами единого дела, спутниками. И название произведения несет в себе глубокий, потаенный смысл. «Спутникам пред­стоит проделать общий путь, длительность которого неизвест­на никому. За это время можно успеть полюбить и возненави­деть друг друга. Потому что жизнь все равно продолжает­ся», — писали исследователи.

И герои В. Пановой — обычные люди, со своим характе­ром, со своими слабостями, недостатками, со своей сложной судьбой. Многие из них несчастливы в личной жизни. На­пример, Лена Огородникова, веселая, боевая девчонка, похо­жая на мальчишку. Перед войной она вышла замуж, девять месяцев прожила со своим мужем в счастье и любви, а прово­див на фронт, неотступно думала о нем. Он же, ее Даня, нашел там другую женщину. И счастье героини неожиданно закон­чилось. Хирургическая сестра Юлия Дмитриевна, строгая, бескомпромиссная, беззаветно преданная своему делу, во­обще никогда не была замужем. Она не отличается внешней привлекательностью, красотой, однако образ этой героини очень яркий и интересный. Работая в санитарном поезде, она влюбляется в доктора Супругова, у нее появляется надежда создать семью, иметь детей. Однако в финале этот человек разочаровывает ее, обнаружив в своем поведении мелочность, расчетливость, нерешительность. Доктор Белов, начальник поезда, — это настоящий интеллигент, тонкий, деликатный человек, искренне любящий семью. Однако в отношениях его с сыном не все складывается гладко, жена и дочь погиба­ют. Наконец, комиссар Белов, сформировавший этот сани­тарный поезд. Это также человек непростой судьбы, не слиш­ком счастливый в личной жизни. В его отношениях с женой нет настоящей любви.

Критики писали: «“Спутники” — это совокупность малень­ких трагедий повседневности. И дело даже не в войне — этой огромной всеобщей трагедии, перед которой отступают тра­гедии частные, индивидуальные. Просто сама по себе че­ловеческая жизнь трагична. Ничего не поделаешь — счас­тье и радость недолговечны, а боль редко проходит. И вместе с начальником поезда доктором Беловым мы переживаем изве­стие о гибели в Ленинграде от бомбардировки его жены и до­чери; вместе с комиссаром Даниловым — встречу с первой возлюбленной, которой в поезде ампутируют ногу; вместе с Юлией Дмитриевной — любовь и разочарование в докторе Супругове. <…>

И душевные страдания здесь, в санитарном поезде, оказы­вается, переживаются сильнее, чем страдания физические. Раненый Глушков, потерявший ногу, страдает как раз от того, что остался жив. Боль в ампутированной ноге сменяется бо­лью от постоянных переживаний. И другой раненый, наполо­вину парализованный Крамин, говорит ему: “Ты шел уми­рать. Ты остался жив. Считай, что ты родился второй раз. Судь­ба сделала тебе такой подарок. Учись жить”».

Учиться жить заново приходится каждому из героев. Но есть то, что всех их объединяет. Они умеют неутомимо и са­мозабвенно работать, труд в санитарном поезде является их душой, их жизнью. Именно это качество позволяет комис­сару Данилову сплотить этих людей в крепкий, надежный коллектив.

Судьба каждого из героев В. Пановой остается открытой. Мы не знаем, как будут жить Лена Огородникова и Юлия Дмитриевна, найдет ли Белов своего потерявшегося в войну сына Игоря, вернется ли на завод машинист Кравцов. Одна­ко мы уже успели полюбить этих героев, и нам хочется, чтобы жизнь их сложилась хорошо и счастливо.

Таким образом, в этом произведении «не интрига органи­зует действие и создает драматизм повествования, а внутрен­няя жизнь людей… История входит в повествование через внутренний мир и быт людей. Характеры испытываются са­мым общим и самым частным: войной и любовью. Однако несбыточность любви или утрата счастья не становится для них полной катастрофой». Герои В. Пановой достойно ведут себя в любой жизненной ситуации, обнаруживая силу духа, стойкость и любовь к своему делу. Всем этим повесть неиз­менно привлекает внимание читателей.