Без рубрики

Жанровое своеобразие Мертвых душ Гоголя

Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Гоголя

Гоголь сам нарисовал обложку к первому изданию «Мертвых душ». Слово «поэма» он выделил и всячески стремился подчеркнуть, что произведение его необычно по жанру, это поэма в прозе — настоящее новаторство в литературе. Тут не обошлось без Пушкина, который всегда находился в творческом сознании или даже в подсознании Гоголя: у Пушкина был роман в стихах, а у Гоголя будет поэма в прозе. Оба этих произведения — лиро-эпические, и для Гоголя были важны оба эти начала.

В «Мертвых душах» есть черты социального романа, а также внешнее сходство с авантюрно-приключенческим романом, так как, по сути, все завязано на авантюре Чичикова. Повесть о капитане Копейкине — внесюжетный элемент — помогает расширить художественное пространство: в произведении появляется тема Петербурга. Гоголь задумывался над тем, что терпение народа не беспредельно. Цензура хотела выпустить поэму без повести о капитане Копейкине, но Гоголь сказал, что в таком случае он не будет издавать поэму.

Можно по-разному определить жанр «Мертвых душ», но если рассматривать произведение как роман, то это в первую очередь не авантюрно­приключенческое, а социальное и сатирическое произведение.

Что будет, если из «Мертвых душ» вынуть все авторские описания, отступления и внесюжетные элементы (Повесть о капитане Копейкине, Притча о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, истории из жизни Чичикова и пр.)? Останется крепко сбитый сатирический роман с авантюрно-приключенческим сюжетом, то есть «Мертвые души» станут совершенно другим произведением. Гоголь ощущал себя не только сатириком. Он задумывал многотомное, многоплановое произведение: «Вся Русь явится в нем».

Гоголь понимал «Мертвые души» именно как поэму. Есть еще одно определение этому произведению. Гоголь задумывал написать учебник, как мы бы сейчас сказали, по теории литературы, но не написал, от этой идеи остался только проспект будущего учебника.

«Величайшим» жанром повествовательной поэзии Гоголь считал эпопею — жанр, в котором находит отражение целая историческая эпоха, с описанием народной жизни или даже жизни всего человечества (например, «Илиада» Гомера или «Война и мир» Л. Н. Толстого). Жанр романа, по мнению Гоголя, является «слишком условленным»; он считает, что в фокусе внимания этого жанра находится не вся жизнь в целом, а всего лишь «замечательное происшествие» в ней. Гоголь полагал, что больше всего внимания писатель должен уделять именно характерам персонажей, и особенно главного героя. Помимо этого, Гоголь считал нужным выделить промежуточный жанр между эпопеей и романом — меньшие роды эпопеи. Малая эпопея не должна иметь «всемирный» характер, но должна нести в себе «полный эпический объем замечательных частных явлений». Герой малой эпопеи — «частное и невидное лицо, но однако же значительное во многих отношениях для наблюдателя души человеческой». Гоголь видел отношения автора и героя так: «Автор ведет его жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе вживе верную картину всего значительного в чертах и нравах взятого им времени». Помимо этого, Гоголь отдельно выделял обличительную и сатирическую направленность «меньшего рода эпопеи». Получается, что «Мертвые души» Гоголь создал именно в жанре малой эпопеи, так как все сформулированные им законы этого жанра воплощаются в его произведении.