Без рубрики

Природа в стихотворениях Лермонтова

Природа в лирике Лермонтова

Лермонтовский лирический герой ищет пути преодоления одиночества, стремится узнать, как устроен мир, познать себя, найти свое место в жизни. Понять, каково место человека в мире, лирическому герою помогают образы природы, его образ часто вырисовывается через них.

Стихотворение «Три пальмы», написанное в 1839 году, — яркий пример того, как, используя образы природы, Лермонтов поднимал важнейшие философские вопросы, актуальные не только для своего времени. Согласно сюжету, «в песчаных степях аравийской земли» росли три пальмы, защищая от солнца протекающий рядом ручей. Но за многие годы ни один путник не побывал в тех краях, и тогда три пальмы обратились к Богу:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Бог услышал их, и спустя некоторое время появился караван, который решил остановиться и отдохнуть в тени деревьев. Но как только солнце зашло, путники нещадно срубили три пальмы. «И пали без жизни питомцы столетий», а утром от них остался «лишь пепел седой и холодный».

Здесь Лермонтов говорит о том, что порой гармонии нет даже в природе (пальмы возроптали на Бога). Здесь присутствует двойной конфликт: пальмы ропщут на Бога и человек уничтожает то, что создано Богом. Таким образом, здесь также поднимается проблема взаимоотношений человека и природы.

Стихотворение наполнено символами и глубочайшим философским смыслом: обращение пальм к Богу — стремление обрести смысл жизни, понять, в чем заключается цель земного существования.

Стихотворение «Парус» (1832) также должно быть упомянуто в контексте беседы о лермонтовском понимании природы и лирического «я» в ней. Парус, который сначала не щадя себя сражается со стихией, а потом, когда она наконец успокаивается, ищет с ней встречи вновь, — и есть лирический герой, страдающий от одиночества и стремящейся к борьбе:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

«Выхожу один я на дорогу» (1841) — еще одно стихотворение, где Лермонтов обращается к образам природы для того, чтобы более полно раскрыть душевные настроения лирического героя. В этом произведении автор подчеркивал всеобъемлющую гармонию природы, в мире которой нет места беспокойному человеку с мятущейся душой:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянии голубом.

Что же мне так больно и так трудно — Жду ль чего?жалею ли о чём?

Обрести связь с этим миром гармонии лирический герой может только тогда, когда впадает в особое состояние небытия (не жизнь, не смерть, а что-то третье):

Но не тем холодным сном могилы Я б желал навеки там заснуть,—

Чтоб в груди дрожали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь <…>.

Стихотворение 1837 года «Когда волнуется желтеющая нива» — одно из самых гармоничных произведений Лермонтова. Через природу лирический герой в редкие счастливые минуты обретает гармонию. В этом произведении нет антитезы — противопоставления земного и небесного.

Лермонтовский лирический герой постоянно находится между верой и безверием, и в этом стихотворении это видно особенно хорошо. Под верой и обретением Бога поэт понимает гармонию, это обязательное условие умиротворенного состояния лирического героя:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…