Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Композиционно «Герой нашего времени» построен в высшей степени необычно. Роман состоит из пяти повестей, которые первоначально печатались раздельно:
- первая часть — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»;
- вторая часть — окончание журнала Печорина, «Княжна Мери», «Фаталист».
Если события в романе расположить вхронологической последовательности, то они кардинально поменяются местами:
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Бэла»;
- «Фаталист»;
- «Максим Максимыч»;
- Предисловие к журналу.
Почему Лермонтов не следует хронологии? Потому что его цель — не рассказать читателю о конкретных событиях, а наиболее полно раскрыть характер главного героя, что автору и позволяет сделать ряд историй, рассказанных с нарушением хронологии. Сюжет романа строится с постепенным приближением читателя к герою, то есть подчиняется задаче психологического романа показать натуру героя такой, какая она есть, со всеми тонкостями и психологическими оттенками.
Лермонтов разделил роман на две части, «разорвав» журнал Печорина. Таким образом, о смерти Печорина читатель узнает в середине романа. Лермонтов составляет роман из пяти повестей, каждая из которых напоминает одну из разновидностей психологической романтической повести, известных к тому времени:
- приключенческая «Тамань»,
- светская «Княжна Мери»,
- «Фаталист» — «рассказ на бивуаке» (один из малых жанров, к которым также относится путевой очерк).
Лермонтов взял пять романтических повестей и составил из них реалистический роман. Подобного в русской литературе еще не было.
Еще одна особенность композиции — вопрос о рассказчике. У Лермонтова, в противоположность Пушкину, автор удаляется из романа и отстраняется от него, никакой авторской оценки и прямого авторского слова в романе читатель не видит. Зато он видит трех рассказчиков, каждый из которых ограничен своим кругозором, возрастом и культурным уровнем.
Первый из них — Максим Максимыч — рассказывает историю любви Печорина и Бэлы в повести «Бэла»; второй — странствующий офицер — рассказывает о встрече главного героя с Максимом Максимычем, о смерти Печорина и показывает читателю дневник героя. Третий рассказчик — сам Печорин — ведет от первого лица повествование в повестях «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».
Автор вводит несколько рассказчиков, чтобы показать читателю противоречивый и разносторонний образ героя. Максим Максимыч и странствующий офицер рассказывают читателю некоторые факты из биографии Печорина, описывают его внешний вид, а душу героя раскрывает дневник Печорина, откуда читатель может узнать о мыслях и душевных переживаниях героя.
Каждый рассказчик видит Печорина через призму своего восприятия: у Максима Максимыча свой Печорин, у путевого офицера — свой, а сам Печорин пишет о себе в третьем ключе (исповедь). Печорин — загадка, он буквально создан для исповеди с его рефлексией: в нем много демонического, романтического и байронического. Меньше всего Печорина понимает Максим Максимыч: он может лишь рассказать он герое, но понять его не в состоянии.
Максим Максимыч — добрейший и милейший штабс-капитан, человек другого круга, простой и непросвещенный.
Конечно, лучше всего Печорина читатель узнает из его же записок, ведь герой лучше знает себя, чем другие рассказчики. Но все же мнение о Печорине складывается на основе данных всех трех рассказчиков, с учетом их мнений. И все равно полную картину души главного героя читателю не дает никто, он должен составить его самостоятельно.
Также важно отметить, что у Лермонтова не совпадают фабула и сюжет.
Фабула — это: 1) события в их хронологической последовательности или 2) жизненный материал, который лег в основу произведения.
Сюжет — это то, как построил цепь событий сам автор, то есть то, как именно они даны в романе.
В жизни самого Печорина, возможно, есть фабула, но нет сюжета. Всем дается жизнь, как фабула, как некие возможности, и каждый волен поступать в жизни так, как он считает нужным. Печорина несет по жизни некая сила, он не нашел себя, он не делает карьеру и хочет обособиться от общества, поэтому лучшего места для него, чем Кавказ, автор придумать не может.