Гражданская поэзия М. Ю. Лермонтова
Лермонтов продолжает многие трагические и вольнолюбивые мотивы пушкинской лирики, но, учитывая реалии лермонтовской эпохи, в этом продолжении по-своему усиливаются трагические ноты. Поэзию Лермонтова можно читать как лирический дневник целого поколения, которому приходилось решать важные мировоззренческие вопросы в совершенно других обстоятельствах, чем пушкинскому. Подавление восстания декабристов и столь суровый конец этого славного движения привели к крушению очень многих философских идей. В следующем поколении человеку приходилось решать самые важные вопросы уже только наедине с самим собой.
Переосмыслением пушкинского наследия можно назвать стихотворение Лермонтова «Узник», где поэт переворачивает композицию стихотворения Пушкина. Меняется общий эмоциональный тон произведения: если в пушкинском варианте оно звало к свободе, а концовка его была местом с самым сильным эмоциональным накалом, то у Лермонтова в конечном счете побеждает идея узничества, а основное настроение стихотворения — грусть:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!
А. С. Пушкин, «Узник» (1822)
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной Безответный часовой.
М. Ю. Лермонтов, «Узник» (1837)
Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» было написано Лермонтовым в 1840 году после посещения одного светского вечера в Санкт- Петербурге, на котором присутствовал весь цвет столицы и даже монаршие особы. В этом произведении все построено на контрасте: лирический герой — это поэт, а нарядное общество — безликая толпа. Не случайно в стихотворении присутствует образ масок:
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски <…>.
Автор здесь поднимает проблему несовпадения реальности с воображаемым идеалом, который лермонтовский герой может найти только в мечте.
У Лермонтова гораздо меньше посланий, чем у Пушкина, он употребляет лирическое «мы» совсем иначе, чем Пушкин. В основе лермонтовского поэтического стиля лежит глубокая дисгармония, его лирический герой чувствует одиночество среди людей.
Гражданские стихи Лермонтова — это стихи о поэтах, например «Смерть поэта» и «Поэт». Судьба Лермонтова-поэта начинается со стихотворения «Смерть поэта» (1837) — редкий случай, когда лирический герой говорит не о себе, а о другом, в данном случае — о Пушкине. Это очень сильное, гневное произведение, изобличающее убожество действительности, в которой поэт вынужден жить, любить и творить, низкие нравы современников, которые даже не могут осознать, какой потерей для всего общества является смерть Пушкина:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
«Смерть поэта» нашла горячий отклик в сердцах неравнодушных, Лермонтов буквально проснулся знаменитым. Его изобличительные речи, написанные без страха за свою судьбу, создали ему славу нового великого поэта. Он нещадно разгромил всех недоброжелателей и предрек гонителям поэта саму суровую кару:
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Говоря о гражданской лирике Лермонтова, нельзя не упомянуть стихотворение «Родина» (первоначальное название — «Отчизна»), написанное в 1841 году. В этом произведении можно расслышать полемику: любовь к родине нерациональна, автор сразу же говорит, что не может понять ее происхождение:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Заслуга Лермонтова в том, что он показывает Россию такой, какая она есть — одновременно красивая и неприглядная:
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.
В строке «Ни темной старины заветные преданья» отчетливо видна полемика со славянофилами (литературно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого верили в особый путь России, который принципиально отличается от западной модели развития, и имели своим идеалом допетровскую Русь). Лермонтов считал, что славянофилы влюблены в ту Россию, которую сами себе придумали и нарисовали, и что этот образ очень далек от реальности.
Гражданская лирика Лермонтова различна, она не имеет одной общей темы, и в этом заключается ее своеобразие. Поэт не только поднимает важнейшие вопросы своего времени и изобличает порок, но и предается вдумчивому и размеренному анализу действительности и самоанализу.