Без рубрики

Анализ стихотворения «Перед атакой» Гудзенко

Анализ стихотворения «Перед атакой» Гудзенко

 

А. Сурков, объясняя успехи советской литературы воен­ных лет, говорил о том, что писатели были на войне «не списывателями со стороны», но людьми, подчас непосредственно участвующими в сражениях, что и позволило им «заглянуть туда, куда постороннего соглядатая солдат не допускал — в такие уголки души, куда человека с блокнотом и самопишу­щей ручкой бойцы не пускали, отгораживаясь от него тем са­мым словесным стандартом, которым он же их наградил».

Но многие поэты сами являлись на войне теми солдатами и офицерами, душу которых отражала фронтовая поэзия. Од­ним из таких поэтов-фронтовиков был С. Гудзенко.

Он родился в Киеве в 1922 году. В 17 лет поступил в Мос­ковский институт философии, литературы и истории. В годы Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт, воевал под Москвой. Именно на войне проявилось его поэтическое дарование.

Стихотворение «Перед атакой» было написано С. Гудзенко в 1942 году. Война — это страшное явление, противное челове­ческому разуму и самой человеческой природе. Именно эта мысль лежит в основе произведения. Война — это боль, смерть, страдания, страх. Это то, к чему невозможно привыкнуть.

Лирический герой говорит о войне без прикрас, искренне и правдиво, не скрывая своих чувств за нарочитой храбростью: «Ведь самый страшный час в бою — час ожидания атаки», «Будь проклят сорок первый год — ты, вмерзшая в снега пехо­та». Стихотворение начисто лишено героического пафоса, «казенного патриотизма», в нем открыта «окопная правда» о войне. Авторское видение войны здесь, пожалуй, совпадает со взглядом на войну Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Смерть, по мысли поэта, жестока и беспощадна, она уничто­жает все и всех, не разбирая заслуг и званий:

Разрыв — и умирает друг.

И значит — смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним идет охота.

И этот мотив смерти проходит сквозь все произведение, ста­новится своеобразным лейтмотивом. Об этом поэт говорит в на­чале стихотворения и в финале (упоминание о чужой крови). В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

Строфика произведения — свободная. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («страшный час»), олицетворение («смерть проходит мимо»).