«Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» было создано в 1187 г. Автор его неизвестен, текст этого великого произведения дошел до нас в списках Спасо-Ярославского монастыря. Список этот датируется учеными XVI в., а найден он был в конце XVIII в. известным любителем и собирателем русских древностей А. И. Мусиным-Пушкиным. «Слово» привлекало внимание многих известных литературоведов, историков и лингвистов, переводом его на современный язык занимались В. Жуковский, А. Майков и многие другие известные поэты, сохранились черновики Пушкина, который, к сожалению, не успел создать свой перевод этого произведения.
Как всякое великое произведение, «Слово» звучит актуально в любую эпоху, для любого поколения, поскольку произведение это проникнуто огромным и сильным чувством любви к родине и тревогой за ее будущее. Автор не бесстрастный ученый-летописец, он живой свидетель, а возможно, и участник происходивших событий. В первых же строках он сообщает, что это сказание будет отличаться от песней Волновых — древние сказители обычно воспевали подвиги и доблесть князей, — но передаст достоверно историю похода князя Игоря на половцев.
Стоит рассказать о времени, когда создавалось «Слово». Некогда единое Киевское государство начало распадаться уже при Ярославе Мудром, в начале XI в., когда обособилась Полоцкая земля. После смерти Ярослава его сыновья унаследовали основные русские города того времени: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Владимир-Волынский. В 1097 г., во время правления Владимира Мономаха, обособление княжеств было признано на съезде русских князей. Объединяющая власть Киева ослабевает, каждый город стремится к политической самостоятельности, князья затевают братоубийственные войны. Междоусобные распри князей ослабляют Русь и делают ее уязвимой для грозных врагов — половцев, которые в это время уже заняли степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Разобщенность русских князей была на руку врагам: с отдельными княжествами воевать было гораздо проще, чем с объединенной силой Руси. В отличие от русских дружин, половецкие войска были объединены под властью хана Кончака.
За несколько лет до описываемых событий князь Игорь был одним из мелких русских князей, стремившихся любой ценой к независимости, для борьбы с Киевом он даже заключал союз с половцами, как это делали многие другие князья. Но опасность половецкого вторжения на Русь в конце концов направила князей, в том числе Игоря, к объединению. Главой князей становится Святослав, двоюродный брат Игоря, который возглавляет поход русских князей против половцев. Русские дружины побеждают, и половцы временно прекращают набеги на Русь. К сожалению, Игорь не смог участвовать в этом походе, поскольку весенняя гололедица задержала его дружину. Это предыстория повествования, хорошо известная современникам автора, без нее невозможно понимание данного произведения.
Очевидно, князь Игорь тяжело переживал, что ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей, его, как бывшего союзника Кончака, могли заподозрить в намеренном опоздании к месту битвы. Поэтому год спустя он собирается в собственный поход, не поставив в известность Святослава, главу князей. К нему присоединяется брат Всеволод. Дурные предзнаменования не сломили боевой дух и решимость князей и их дружин. Битва заканчивается поражением русской дружины и пленением князей. Но последствия ее гораздо более трагичны для Руси, они сводят на нет все предыдущие завоевания Святослава. Усмиренные было половцы почуяли, что объединение князей на Руси не так крепко, и возобновили набеги. Святослав, а с ним и автор «Слова» горько сетуют на то, что жажда личной славы затмила разум Игорю и привела к столь трагичным последствиям.
Описывая князей, включая Игоря, и обращаясь к ним, автор подчеркнуто уважительно перечисляет их славные деяния и ратные подвиги. Но, призывая их к объединению, он постоянно рисует картины того, к чему приводит недальновидная политика обособления.
Говоря об идейной направленности произведения, нельзя забывать и о его литературно-художественной ценности. Язык произведения необычайно богат и поэтичен, насыщен яркими образами, изменяющийся ритм сказания служит более яркой передаче образов. Текст насыщен метафорами и образами из русского фольклора.
Русская земля для автора живая, герои разговаривают с реками, ветром, солнцем. Она шлет знамения, оплакивает погибших воинов и оберегает своих защитников. Для автора она едина, бескрайна и связана с живущими на ней нерушимыми узами. Фактически это действующее лицо произведения, его центральный образ. Она остро откликается на все происходящее, и к ней обращены все лучшие чувства автора. Автор по ходу повествования рисует огромные просторы русской земли, он ощущает Русь как единое целое и воспевает ее красоту и мощь. «Слово», пожалуй, величайшее по патриотизму произведение в русской литературе. А его центральная идея не теряет своей актуальности вот уже более восьми веков.
План пересказа произведения «Слово о полку Игореве»
- Князь Игорь собирается в поход против половцев. Недоброе предзнаменование.
- Поражение русской дружины. Пленение князей.
- Сон Святослава в Киеве.
- Размышления автора о гибельном разъединении русских князей и призыв к объединению.
- Плач Ярославны.
- Бегство князя Игоря из плена и возвращение на Русь.