#Древнерусская Литература

Краткое содержание — «Повесть временных лет»

«Повесть временных лет»

Бесценным источником наших знаний о ранней истории Древней Руси является «Повесть временных лет», уникальный литературный памятник. По своему жанру «Повесть…» является летописью, то есть ее основу составляют погодные записи — хроники событий. Однако наряду с этим она включает в себя повести, поучения, притчи, послания, деловую документацию (тексты международных договоров и т. д.). В произведении присутствуют предания, былинные сказания, пересказ библейских легенд, жития русских святых. Немало места уделено биографическим данным, касающимся древнерусских князей, в первую очередь великих киевских.

Такая пестрота, такое обилие фактического материала объясняются тем, что «Повесть…» составлялась на основе множества более ранних источников, большинство из которых не дошло до настоящего времени и никогда уже не будет известно науке. «Повесть…» является самой древней из всех русских летописей, сохранившихся на сегодняшний день. Задуман этот титанический труд был великим князем Владимиром Мономахом (XI-XII вв.), прослывшим как мудрейший правитель своей эпохи. Этот человек сумел на какое-то время прекратить княжеские междоусобицы, уменьшил угрозу для русских земель со стороны кочевников, поднял престиж Киевской Руси на международной арене. Иностранные аристократы в ту эпоху считали за честь породниться с родом Рюриковичей.

В это насыщенное событиями время у многих пробудился интерес к истории самого огромного европейского государства. Живо интересовался историей и сам Мономах, который искал в прошлом истоки величия Рюриковичей, истоки могущества Киева, корни вещей. Примерами из прошлого князь Владимир пояснял современные ему события и воодушевлял других князей на объединение для защиты родной земли. Справиться с непростой задачей написания русской истории было поручено монаху Киево-Печерской лавры Нестору.

Свой труд он начал торжественными словами: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла русская земля. Кто въ Киевь нача первье княжити, и откуда русская земля стала есть». Произведение охватывает колоссальный временной промежуток — от периода расселения славянских племен по Восточно-Европейской равнине до начала XII столетия. Несмотря на то что автором «Повести…» был монах, текст летописи почти полностью свободен от церковнославянских слов. Язык произведения — древнерусский, на котором говорило все население Киевской Руси.

В школьной программе изучаются два отрывка из летописи — «Похвала князю Ярославу» и «Поучение Владимира Мономаха». Первый текст представляет собой хвалебную речь о пользе чтения и «ученья книжного». Киевский князь Ярослав Мудрый (XI в.) слыл великим книголюбом; он обладал энциклопедическими знаниями и наставлял своих детей в грамоте. Летописец в своем похвальном слове советует подражать Ярославу и вершить дела, опираясь на знание, почерпнутое из книг — этих «рек, наполняющих вселенную».

«Поучение Владимира Мономаха» является наставлением князя собственным детям, которое приводит ценные сведения о жизни Мономаха и показывает его многочисленные добродетели. Владимир воспитывал в своих детях чувство благодарности и справедливости, порядочность и трудолюбие. Князь также советовал избегать соблазнов, которые дают власть и видное общественное положение. Лейтмотивом «Поучения» является призыв совершать добрые дела: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее».