Гете Иоганн Вольфганг

Краткое содержание — «Фауст»

 «Фауст»

Трагедия «Фауст» состоит из двух частей, которые были опубликованы в 1808 г. и 1833 г.

Первая часть начинается с «Пролога на небе», который заключает в себе глубокий смысл. В нем содержится завязка всей трагедии. Вечная борьба добра со злом нашла свое выражение в пари, которое было заключено Господом и Мефистофелем. Будучи духом отрицания, Мефистофель не признавал за людьми какого-либо достоинства, он считал их жертвами порока и низменных желаний. Именно поэтому он берется сбить с истинного пути Фауста, считая его, как и всех других, легкой добычей. Сам Мефистофель не просто черт, он хорошо разбирается в природе человека, обладает хитростью и философским складом ума. В своих речах он отрицает и поднимает на смех консервативные черты и заблуждения, присущие обществу. Заключив сделку с Фаустом, он стремится соблазнить его сначала веселой компанией и вином. Но пьяные студенты вызывают у Фауста лишь отвращение. Тогда Мефистофель пытается пробудить интерес к жизни у доктора, напоив его эликсиром молодости. Но как бы ни старался черт, Фауст не находит того, что ищет его противоречивая душа. Стремясь выполнять все желания доктора, Мефистофель в то же время дьявольски вмешивался в ход событий, что влекло за собой смерть и разрушения.

В трагедии И.В. Гете Фауст — центральный персонаж, который воплотил в себе черты всего человечества: жажду знаний, свободолюбие, стремление к истине и любви. Но он не похож на типичного ученого, который стремится познать истину через чтение научных текстов. Фаусту доставляет удовольствие общаться с простыми людьми, любоваться явлениями природы. В противовес ему Гете поставил Вагнера — ученого, отгородившегося от настоящей жизни стенами лаборатории. Он не понимает порывов своего учителя, считая их «капризами». Но именно стремление Фауста познать жизнь и толкает его на заключение договора с дьяволом. Возрожденная эликсиром молодости чувствительность Фауста вылилась в любовь к молодой девушке Маргарите. Мефистофель, содействуя их знакомству, рассчитывал, что именно с ней беспокойный ученый захочет остаться навсегда. Но, испытывая к Маргарите истинное чувство любви, Фауст, тем не менее, оставляет ее. Это повлекло за собой трагические последствия. Маргарита, пройдя через унижения и страдания, до самой смерти продолжала любить Фауста. И благодаря своему смирению перед неизбежной Божьей карой она получила прощение на небесах.

Вторая часть трагедии наполнена новыми испытаниями, которым подвергается Фауст. Восстановив силы после глубокого потрясения от смерти Маргариты, он продолжает свой путь. Мефистофель дает ему возможность управлять государственными делами в царстве императора, но Фауста больше привлекает мифическая героиня Елена, чья идеальная красота не оставляет равнодушным ни одного мужчину. Но прежде чем найти свой идеал, он вынужден пройти через миры, населенные фантастическими существами древности. Параллельно с Фаустом поиск истины ведет и Гомункул — почти человек, сотворенный Вагнером. Но если доктору в итоге удается достичь цели, то Гомункул терпит поражение.

Совместная жизнь Фауста и Елены также заканчивается трагично. Их сын Эвфорион, соединив в себе античную красоту Елены и беспокойный дух Фауста, разбивается. С его смертью исчезает и Елена, а Фауст вынужден продолжить свои бесконечные поиски. Лишь под конец жизни он находит то поприще, на котором он мог бы быть счастлив. Получив во владение морской пустырь, он хочет возвести плотину и отделить сушу от моря. Но претворению его плана мешают пожилые супруги, живущие в доме, расположенном на предполагаемом месте возведения плотины. Мефистофель, в очередной раз вмешиваясь в дела Фауста, привносит в них свой злой умысел. Он запугивает до смерти стариков. За это Фауст поплатился зрением. Чуя скорую смерть доктора, Мефистофель приказывает лемурам вместо возведения плотины копать могилу, и слепой Фауст с наслаждением слушает стук лопат, не предвидя, что его мечте не суждено сбыться. Финальная борьба за душу Фауста заканчивается победой ангелов. Они уносят его на небеса, где беспокойный дух находит свое успокоение.

Глубокий философский и морально-этический смысл трагедии «Фауст» придает ей актуальность вне зависимости от времени. Показав борьбу добра и зла, И.В. Гете затронул одну из величайших проблем истории человечества. В каждом человеке конфликт между Фаустом и Мефистофелем находит свое отражение. Гете, отобразив в своем произведение общечеловеческие ценности, показал, что смысл жизни заключается в услужении людям, а не своим личным интересам и желаниям.