Биографии писателей

Краткая биография Жана-Батиста Мольера

Жан-Батист Мольер

Уже с начала 1640-х гг. у Мольера начинает проявляться дар писателя и переводчика.

В 1650 г. Мольер становится во главе труппы бродячих актеров. Труппа много путешествует. В 1655 г. Мольер знакомится в Лионе с итальянскими актерами. Он пытается совместить итальянский театр масок с особенностями французской жизни. Слава театра растет, что сопровождается гастролями по крупным городам (Руан, Лион, Гренобль), а в 1658 г. актеры возвращаются в Париж.

24 октября 1658 г. труппа дает спектакль перед королем и его придворными. «Влюбленный Доктор» Мольера вызвал шквал оваций в зале. Мольер становится придворным комедиографом, артистом и режиссером до конца своих дней.

Еще более шумный успех имела премьера пьесы «Смешные жеманницы», которая состоялась в Париже 18 ноября 1659 г. Интересно, что первый перевод пьесы на русский язык был сделан Петром Великим. Несмотря на пародийность, пьеса оказалась ко двору, а дерзость Мольера оправданной. Его труппа с 1660 г. получает королевский пенсион, а после того, как здание Пти-Бурбон из-за враждебных происков было снесено, артисты дают спектакли во дворце Пале-Рояль.

Мольер пользуется поддержкой молодого короля. Он приглашен на постановку блистательного действия увеселения «волшебного острова» в мае 1664 г. в Версале. По этому поводу была написана комедия «Докучные» и три действия «Тартюфа», изображающие попа-лицемера. «Тартюф» еще не был полностью закончен, а его уже запретили к постановке, а один из священников даже ставил вопрос об отправке Мольера на костер. Лишь в 1669 г. «Тартюф» был поставлен в настоящей редакции, но нападки на пьесу не прекращались, так остро в ней поднимался вопрос общественных пороков.

В последние годы Мольер тяжело болеет, но продолжает работать. Он пишет «Мнимого больного», где сам играет главную роль. Отыграв в трех спектаклях, на четвертом прямо на сцене Мольер почувствовал себя плохо. Его унесли, через полчаса он умер. Драматург покинул этот свет, не успев принести покаяние, что дало возможность церкви отказать ему в христианском погребении. Чтобы похоронить Мольера, потребовалось вмешательство короля.

В 1680 г., через семь лет после смерти Жана-Батиста Мольера, согласно указу Людовика XIV труппа Мольера была соединена с труппой «Бургундского отеля». Так возник один из самых прославленных мировых театров — Комедии Франсез, Дом Мольера.