Биографии писателей

Биография Антуана де Сент-Экзюпери

Антуан де Сент-Экзюпери

(1900-1944)

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери появился на свет 29 июня 1900 г. в Лионе в семье страхового инспектора графа де Сент-Экзюпери. Отец умер рано, и мальчик воспитывался под влиянием матери. Именно ей он обязан любовью к народным сказкам, к изобразительному искусству, к музыке.

Уже в раннем детстве у мальчика начали проявляться разнообразные дарования. Он был заводилой в шумных детских играх, неистощимым на выдумки и импровизации, рано начал писать стихи, хорошо играл на скрипке и рисовал. Но самая главная его страсть, проявившаяся также уже в детстве, — это техника. Из жестяной банки он мастерит телефон, мальчика завораживает слаженная работа механизмов. Когда Тони было всего шесть лет, он во время поездки по железной дороге познакомился с машинистом, который оказался его тезкой. Большой Антуан согласился покатать маленького Антуана на паровозе, после чего на следующий день мальчик по памяти достаточно точно изобразил устройство локомотива.

В 1909 г., после переезда семьи в город Ле-Ман, Антуан поступает в колледж Сент-Круа. Обучение проходит по курсу экстерната, учится он средне, так как не отличается прилежанием и опрятностью, а занимается в основном тем, что ему интересно. Однако дома вечерами читает по-латыни «Галльскую войну» Юлия Цезаря, пытаясь понять принцип действия военных машин древних римлян.

Авиация в жизнь Антуана входит достаточно рано. Когда ему было 12 лет, известный в те годы французский авиатор Ведрин поднимает мальчика в воздух над городом Амберье.

С началом Первой мировой войны мать поступает на работу сестрой милосердия в лазарет, а сыновья отправляются в нейтральную Швейцарию, чтобы продолжить учебу. Антуан возвращается во Францию в 1917 г. В Париже он завершает среднее образование.

В 1919 г. Сент-Экзюпери делает попытку поступления в военно-морское училище, но, как ни парадоксально, срезается на сочинении, так как не может писать в ура-патриотическим стиле, как это требовалось. После этой неудачи Антуан поступает на архитектурное отделение Парижской академии искусств, однако его мучают сомнения в правильности выбранной профессии. В академии он проучился пятнадцать месяцев, затем прерывает занятия, после чего призывается в армию. В 1921 г. он попадает во 2-й полк истребительной авиации, который располагается в Страсбурге. На первых порах Антуан работает в ремонтных мастерских, но вскоре начинаются занятия по пилотированию. Обучение идет успешно, вначале Сент-Экзюпери получает права гражданского летчика, затем военного, оканчивает курсы офицеров запаса и осенью 1922 г. становится младшим лейтенантом 34-го авиационного полка под Парижем. Но молодого летчика постигает неудача: в январе 1923 г. он терпит аварию, получает пролом черепа, после чего следует демобилизация.

Экзюпери служит на черепичном заводе, затем продает автомобили от фирмы «Сорер» и при этом постоянно пытается вернуться в гражданскую авиацию. В 1926 г. его усилия увенчались успехом, молодой пилот принят в Генеральную компанию авиационных предприятий, которая принадлежит промышленнику и одновременно конструктору Латекоэру. В том же году Антуан заявил о себе и как писатель: в журнале «Ле Навир д’Аржан» напечатан его первый рассказ «Летчик».

Первоначально Экзюпери летает по почтовой линии Тулуза — Касабланка, потом Касабланка — Дакар. На границе пустыни в форте Кап-Джуба он работает начальником аэропорта (повесть «Южный почтовый»). Свободное время также заполнено: он работает над прикладными инженерными вопросами, совершенствует методы вождения самолетов, изобретает навигационные приборы, в то же время занимается литературой, музыкой, живописью. Сент-Экзюпери получил авторские патенты на такие изобретения, как «Приспособление для посадки самолетов», «Отражатель катодных лучей», «Новый метод электронно-волновой пеленгации».

В Кап-Джубе Сент-Экзюпери проработал полтора года, а затем, весной 1929 г., возвращается во Францию, везя с собой рукопись книги «Южный почтовый», которая была издана в том же году. В Бресте он проходит курс пилотирования гидросамолетов, а уже в октябре 1929 г. уезжает по месту нового назначения в Южную Америку, где занимает пост технического директора «Аэропост аль Аргентина», филиала французской компании «Аэропосталь». В 1931 г. выходит вторая книга «Ночной полет», а в начале 1939 г. — «Планета людей», которая в том же году получила Большую премию романа Французской академии.

Тридцатые годы для Сент-Экзюпери — время путешествий. Весной 1935 г. он побывал в СССР, в 1936—1937 гг. был на фронтах Испании. В 1938 г. чуть не погиб, когда его самолет разбился в Гватемале. Экзюпери неделю находился без сознания, у него было сотрясение мозга и множественные переломы. Но вскоре он вновь возвращается к самолетам.

Уже 4 сентября 1939 г. Антуан де Сент-Экзюпери был призван на военную службу. Он направляется в военную часть, расквартированную в Тулузе. По состоянию здоровья и по возрасту он признается негодным к службе в военной авиации и работает инструктором, упорно добиваясь разрешения на полеты и, в конце концов, получает это разрешение. Приказ о демобилизации застает его в Алжире. После короткого возвращения во Францию в 1940 г. писатель через Морокко едет в Португалию, потом в Лиссабон, а затем в Нью-Йорк. Но он рвется воевать за Францию и весной 1943 г. прибывает в Алжир на свою авиабазу, приданную теперь американцам. Весной 1944 г. он опять в строю.

1 июля 1944 г. самолет Экзюпери вылетел с корсиканского аэродрома курсом на Южную Францию. Его самолет не вернулся. Он пропал без вести. Вероятно, был сбит фашистами и упал в море.