Биографии писателей

Биография Замятина Евгения Ивановича

Евгений Иванович Замятин

(1884-1937)

Евгений Иванович Замятин — русский писатель, с 1932 г. живший за границей и там же закончивший свои дни (умер в Париже). Признание на родине он получил только в конце 1980-х гг., в эпоху гласности. Причиной «заговора молчания» вокруг имени выдающегося мыслителя и мастера пера стала его поразительная литературная прозорливость. Замятин в своей сатире буржуазного мира затронул сами основы государственного режима, основы тоталитаризма, с конца 1920-х гг. набиравшего силы в Советском Союзе. Сочинения писателя одинаково обличали как пороки капитализма, так и пороки социализма: тоталитарный режим отвратителен при любой системе. Поэтому советская цензура однозначно сочла произведения Замятина идейно опасными.

Творческий путь писателя начался накануне революции. Первыми его произведениями были повести «Уездное» (1913), «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (1918), дающие гротескно-сатирическое изображение провинциального мещанства в буржуазной Англии, а также повесть «На куличках» (1914), посвященная теме унижения человека в армии. В 1920 г. автор завершил работу над своим главным произведением — романом-антиутопией «Мы», опубликованным за рубежом в 1924 г. на английском языке (в России впервые издан в 1988 г.). Также перу Замятина принадлежат рассказы, сказки-притчи и пьесы.

Однако именно за роман, логически продолжавший ранние повести, писатель подвергся остракизму на родине. Октябрьская революция пробудила в Замятине жажду привнести в фантастику новый размах. Поэтому он взялся за написание «Мы». И тем не менее сатира, направленная главным образом против Англии и подражавших ей капиталистических держав, была воспринята в СССР как пародия на коммунизм.

Писателю удалось в зародыше увидеть болезнь современной цивилизации задолго до появления в СССР, Европе и Америке таких явлений, как фашизм, культ личности, нивелировка массового сознания через СМИ. На глазах автора развивался (и то очень слабо) пока лишь тэйлоризм — учение американца Г. Тэйлора, получившее название искусства по «выжиманию пота» из рабочих. Литературный гений пророчески подсказал дальнейший путь цивилизации, посягнувшей на природу человека. Наследие Замятина, подвергнутое осмеянию официальной критикой, подготовило почву для появления в советской фантастике новых антиутопий, в которых рассматривались обнаженные писателем проблемы. У Замятина в той или иной степени учились Иван Ефремов, Станислав Лем и другие выдающиеся фантасты.