Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема уничтожения природы человеком

Аргументы:

  • Н.И. Рыленков — стихотворение «Помыслить горько мне: «Я разум твой, природа… »

Помыслить горько мне: «Я разум твой, природа»,

Когда передо мной лежит притихший дол,

Где ядовитым стал священный запах мёда И губит злая пыль любимиц музы — пчёл.

«Век химии настал», — трещит мне в уши мода.

О химия, не дай темнить твой ореол.

Оставь моей земле священный запах мёда.

Не убивай на ней любимиц музы — пчёл!

  • К.Г. Паустовский — «Повесть о лесах». Автор рассматривает леса как национальное достояние, народное богатство. Именно русская природа, по мысли автора, сформировала национальный характер, обусловила своеобразие души русского человека. Такой взгляд был свойствен как российской интеллигенции (П.И. Чайковскому, пытающемуся остановить вырубку лесов, спасти их), так и советским ученым. Автор показывает нам, как варварски уничтожалась русская природа и русская культура в годы Великой Отечественной войны. Так, один из героев, Леонтьев, с болью в сердце следит за гибелью лесов. «Он знал, что гитлеровцы начисто вырубили великолепные дубравы на Украине. Он видел леса, похожие на исполинские кладбища, где к небу поднимались обугленные стволы, лишенные ветвей. В Смоленской области он видел опытный лес из лиственницы. Фашисты свели его весь, до последнего дерева. Это был, как выражались лесоводы, классический лес: необыкновенной мощи, чистоты и прелести».
  • Ч.Т. Айтматов — повесть «Белый пароход». В основе сюжета — судьба семилетнего мальчика, сироты, который живет на берегу озера Иссык-Куль. Он очень одинок, его родная тетка Бекей и ее муж Оразкул равнодушны к его судьбе. Единственный близкий ему человек — старый Момун, дед мальчика. Герой Айтматова — это тонкий, одухотворенный ребенок, мечтательный, обладающий поэтичной душой, верящий в сказки. Одна из таких историй — сказка о матери-оленихе, покровительнице рода. Однако маралы, которые издавна считались у киргизов священными животными, становятся теперь добычей браконьеров. И однажды Оразкул, человек, озабоченный лишь собственной выгодой, заставляет Момуна убить самку марала. Чуткая душа мальчика не выдерживает: он идет к озеру, представляет себе, что превращается в рыбу, и плывет к белому пароходу. Своеобразной эпитафией звучат заключительные строки повести: «Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу. Что не доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему: «Здравствуй, белый пароход, это я!» …Ив том ещё, что детская совесть в человеке — как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы пи ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди… Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: «Здравствуй, белый пароход, это я!»
  • В.П. Астафьев — повествование в рассказах «Царь-рыба». Основная тема — взаимодействие человека и природы. Писатель рассказывает, как истребляют белую и красную рыбу на Енисее, уничтожают зверя и птицу. Кульминационной становится драматическая история, приключившаяся однажды на реке с браконьером Зиновием Утробиным. Проверяя самоловы, он вывалился из лодки и запутался в собственных сетях. В этой экстремальной ситуации, на грани жизни и смерти, вспоминает он свои земные грехи, вспоминает, как обидел когда-то свою односельчанку Глашку, искренне раскаивается в содеянном, молит о пощаде, мысленно обращаясь и к Глашке, и к царь-рыбе, и ко всему белому свету. И все это дает ему «какое-то еще не постигнутое умом освобождение». Игнатьичу удается спастись. Сама природа здесь преподнесла ему урок. Таким образом, В. Астафьев возвращает наше сознание к гетевскому тезису: «Природа всегда права».
  • Ч.Т. Айтматов — роман «Плаха». В романе писатель говорит об уничтожении живой природы человеком. Трижды волчья семья лишается своих детенышей. И волчица Акбара мстит человеку, забирая его детеныша. Разрешением этой ситуации становятся несколько смертей: погибает сама волчица, маленький ребенок, сын Бостона, а также Базарбай, похитивший волчат. Волчица Акбара воплощает в произведении мать-природу, которая восстает против уничтожающего ее человека.