Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема противостояния природы и цивилизации

Аргументы:

  • А.С. Пушкин — поэма «Цыганы». Пушкинские герои — Земфира, старый цыган — вольные, сильные люди. Они свободно распоряжаются собой, любят, в душе их нет противоречий между словом и делом, между мыслью и чувством. Они непосредственны, живут импульсивными порывами. Так, Земфира, полюбив молодого цыгана, хочет расстаться с Алеко. Этот герой же воплощает в поэме мир цивилизации, противопоставленный миру природы. Эти два мира у Пушкина несовместимы.
  • М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Мотив противостояния природы и цивилизации звучит в двух повестях романа — «Бэла» и «Тамань». Печорин является у Лермонтова героем цивилизации, человеком культуры. Грубо вторгаясь в мир природный, он разрушает его основы. Так, погибает Бэла, нарушается устойчивый порядок жизни контрабандистов в Тамани. Столкновение с этим миром губительно и для самого Печорина: он искренне страдает после гибели Бэлы, контрабандисты же едва не лишили его жизни.
  • А.И. Куприн — повесть «Олеся». В повести А.И. Куприна «Олеся» также звучит мотив противостояния природы и цивилизации. Олеся — дитя природного мира, Иван Тимофеевич же — писатель, человек образованный и интеллигентный. Он далек от естественной, природной жизни. Природа и культура у писателя оказываются несовместимыми: вторжение героя в жизнь Олеси становится губительным — ей приходится навсегда покинуть родные места.
  • И.А. Бунин — рассказ «Господин из Сан-Франциско». Мотив противостояния природы и цивилизации звучит в этом рассказе. Герой рассказа, человек современной цивилизации, утратил способность радоваться и удивляться чему-либо, ценить красоту природы, испытывать интерес к людям и событиям. Душа его словно окаменела, жизнь расписана наперед, он напоминает механическую куклу. Однако против него восстает природа и судьба. Путешествие господина из Сан-Франциско прервано его внезапной смертью. Тело его покоится теперь в трюме «Атлантиды», а в это время в залах корабля звучит громкая музыка: там дают бал. И эта бальная музыка звучит «среди бешеной вьюги, проносившейся над худевшим, как погребальная месса… океаном». Вся эта картина рождает у читателя ощущение надвигающейся глобальной катастрофы, гибели всего человечества. И в этом одна из главных идей рассказа: человек — это вовсе не центр Вселенной, а лишь песчинка в огромном Космосе. И этот мир, по мысли автора, как и природа, как и судьба, неуправляем и непознаваем. Именно поэтому нужно ценить каждое мгновение, отпущенное человеку на земле, нужно уметь радоваться жизни, красоте природы, любви, искусству. В этом, по мысли Бунина, истинные жизненные ценности. После описания смерти героя глазам читателя открывается панорама Неаполитанского залива: мы видим старого лодочника Лоренцо, беззаботного гуляки и красавца, двух абруццских горцев, которые, радуясь солнцу и новому дню, спускаются от Анакапри. И здесь уже мы видим мир природы. Таким образом, автор пытается напомнить читателю о бренности человеческого существования. Тема смерти отдельного человека перерастает в тему гибели всей современной цивилизации, нового Вавилона, людей, подверженных греху, страстям, гордыне, озабоченных сиюминутными удовольствиями.
  • С.А. Есенин — поэма «Сорокоуст» (отрывок из поэмы).

Видели ли вы.

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь.

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?