Солженицын А.И.

Краткое содержание — «Один день Ивана Денисовича»

 «Один день Ивана Денисовича»

Этот «рассказ», как определил жанр своего произведения сам автор, по объему и полноте охвата различных явлений действительности, мастерски подмеченных автором, более напоминает повесть. «Один день Ивана Денисовича» посвящен теме, центральной для всего творчества Солженицына, — невозможности полноценного существования человека, личности в условиях тоталитарного режима. Однако именно эти суровые условия позволяют каждому готовому к борьбе проявить через противостояние с бездушной системой свои лучшие качества. Эти качества, по глубокому убеждению автора, можно обобщенно определить как народный дух, или национальный характер. Величие же народного духа состоит в том, чтобы при любых обстоятельствах сохранять нравственные идеалы.

Наиболее полно показаны эти качества в характере главного героя «Одного дня…» — заключенного Щ-854, Ивана Денисовича Шухова. Цельная натура, Шухов обладает огромной внутренней силой, которую не в состоянии сломить перенесенные им многочисленные обманы и разочарования. Иван Денисович воплощает в себе типичные черты простого человека труда, выходца из крестьянской среды. Поэтому в своем стремлении сохранить человеческое достоинство Шухов полагается в первую очередь на упорную работу. Трудолюбие позволяет главному герою обрести новый смысл жизни среди бессмысленных лагерных порядков, сводящих на нет любые проявления разумного, полезного, человеческого.

Лагерь для Шухова (а значит, и для Солженицына) предстает неким воплощением зла и ненависти, это символ насилия над личностью. Труд позволяет в этой среде избежать насилия над своим независимым духом, сохранить внутреннюю свободу. Шухов внешне подчиняется лагерным порядкам, но не проникается ими. Он остается верен своим принципам, один из которых — наиболее явный, наглядный — желание работать на совесть. Это желание, заметное стороннему наблюдателю (и читателю), скрывает за собой неугасимое стремление жить по совести. Бездушный лагерный механизм годами пытался сломать Ивана Денисовича, растоптать его совесть, но тщетно: «Так устроен Шухов по-дурацкому, и за восемь лет лагеря его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не сгинули».

Сопротивление человека лагерю рассматривается автором на разных уровнях бытия, в том числе и как инстинкт выживания. Но выживать можно по-разному, поясняет читателю Солженицын. На примере Шухова видно, что он борется за духовное выживание. Для него самосохранение означает возможность оставаться самим собой, самостоятельно управлять собственной жизнью при внешней покорности обстоятельствам. Не может крестьянский сын нарушать наказ предков и позорить семью пресмыкательством перед сильными. «Миг — наш!» — вот лозунг Ивана Денисовича, который жаждет хотя бы один миг принадлежать самому себе и «не подставляться» лагерю.

В этом заключается лейтмотив рассказа. Существенным для Солженицына всегда было внутреннее сопротивление злу. Пусть даже весь мир наполнен насилием, сам человек не должен служить проводником жестокости. Нельзя участвовать в насилии. Ища поддержки, Иван Денисович духовно сближается с другими заключенными из своей бригады. Их объединяет крепкая дружба, выросшая из совместного активного труда: бригада Тюрина привыкла работать споро и умело. Все они не из тех, «кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать». Это бригадир Тюрин, Сенька Клевшин, Алешка-баптист.

Иван Денисович свободен от ненависти. Он беззлобно относится даже к охранникам, которых ненавидят остальные заключенные. Шухов видит в лагерной охране таких же узников, таких же жертв режима, как и он сам. Вместе с тем Иван Денисович не считает свою позицию какой-то исключительной, избегает изображать себя праведником. Это раскрывается в заключительной части повести-«рассказа», где приводится спор Шухова с Алешкой-баптистом. Будучи верующим, Алешка настаивает, что человек способен обрести утешение через Бога. Для крестьянского сына, человека «от мира сего» такой взгляд на вещи неприемлем. Он уверен в том, что жизненные принципы незыблемы и самоценны, они не зависят от воздаяния свыше.

На первый взгляд, противостояние Шухова и его друзей лагерной системе совершенно безрезультатно. Угрюмое ворчание Ивана Денисовича в адрес «начальника» («Ну подожди, боров!») напоминает пустую угрозу деревянному истукану: «Ужо тебе!» И тем не менее жизнелюбие и человечность героев «Одного дня…» внушают надежду на лучшую жизнь, и эта неискоренимая надежда противостоит трагическим мотивам в произведении Солженицына. Несправедливость жизни смягчается и заслоняется торжеством честности и порядочности.

План пересказа «Один день Ивана Денисовича»

  1. Пробуждение по подъему.
  2. Утреннее задание.
  3. В столовой.
  4. Посещение санчасти.
  5. Возвращение в барак.
  6. Перед работами.
  7. В ожидании задания.
  8. Дела на стройке.
  9. Процентовка.
  10. «Долагерная» история Шухова.
  11. На производственной кухне.
  12. Снова на ТЭЦ.
  13. Возвращение «домой».
  14. Очередь у посылочной.
  15. Ужин.
  16. Вечерние заботы.
  17. Разговор с баптистом.