«Матренин двор»
Рассказ «Матренин двор» резко отличается от многих других произведений А.И. Солженицына тем, что в нем почти не звучит тема противостояния личности и тоталитарного государства. Автор делится с читателем впечатлениями об одном человеке, который как-то (уже после лагерей) встретился на его жизненном пути. Этот человек, вызывающий восхищение писателя, — Матрена Васильевна Григорьева, которую все зовут «бабкой Матреной». Несмотря на кажущееся несходство рассказа с остальными вещами автора, «Матренин двор» не выбивается из общего ряда произведений Солженицына и, в частности, имеет много общего с повестью «Один день Ивана Денисовича». Тематика повести и рассказа перекликаются в том, что автор в обоих произведениях с большой художественной силой показал русский национальный характер.
В «Одном дне…» народный дух изображен как нечто противостоящее лагерной системе. В «Матренином дворе» автор достигает большего обобщения, поднимая эту борьбу на самый высокий и почетный уровень. Бабка Матрена противостоит и несправедливости бесчеловечного государства, и людским порокам — злобе, корысти, зависти. Матрена на протяжении всего рассказа изображается как человек, терпящий много «обид». Она не раз сталкивается с людским эгоизмом, не раз оказывается жестоко обманутой, сносит откровенные оскорбления. И вместе с тем Матрена с легким сердцем забывает все «несправедливости» против нее и продолжает любить мир и людей.
Матрена бескорыстна и кротка, что и позволяет ей сохранить себя в нечеловеческих условиях, в которых оказалась сельская глубинка в 1950-х гг. Что бы ни происходило в жизни старушки, та продолжает смотреть на окружающих с «лучезарной улыбкой», от которой ее лицо как бы светится и даже молодеет. Говорит Матрена со всеми доброжелательно, с «теплым мурчанием».
Солженицын называет подобных ей людей праведниками. Матрена не гналась за вещами, ничего не копила, никогда (даже по молодости) не стремилась модно и нарядно одеваться. Она не смогла изменить себя даже тогда, когда муж, желавший одеваться «культурно», поссорился с ней. И Матрена совершенно не подозревала, что он завел себе в городе «сударку». По-детски наивную Матрену вполне устраивал тот нехитрый быт, который ее окружал.
Деньги были лишены для Матрены смысла, поэтому она всегда работала для других бесплатно. Люди, в первую очередь родня, корили ее за это, называли блажной, за глаза смеялись над ней. Но сами все охотно пользовались смиренностью Матрены и даже, когда та состарилась, норовили принудить ее к рабскому труду в своих хозяйствах. Впрочем, делалось это всегда как бы тайно. Селяне сторонились Матрены, не набивались к ней в друзья и даже скрывали свое родство. Кто-то боялся, что в деревне засмеют, а кто-то (например, родные сестры) опасался, что Матрена, ослабевшая к старости, вдруг может попросить помощи.
Для автора, квартировавшего у старушки, появление родственников у Матрены стало настоящей неожиданностью. Родня — сплошь своекорыстные и завистливые люди — объявилась, когда бабка «разбогатела». Матрена после долгих хождений из сельсовета в собес выбила себе нищенскую пенсию в 80 рублей. Из этих денег и квартплаты от учителя-квартиранта старушка смогла купить новое пальто, в подкладку которого зашила «большие» сбережения — себе на похороны. Другого имущества к смерти она так и не скопила.
Уже спустя неполных два месяца старушка была жестоко наказана завистливыми селянами за свое нежданное да негаданное счастье. На крещенские морозы кто-то тайно украл у бабки котелок с освященной водой. И хотя Матрена никогда не была истово верующей и обряды плохо знала, она тяжело переживала случившееся. Жаль ей было не воды. Обида брала за то, что в святой праздник выкрали жалкий котелок: поднялась же рука у кого-то из своих! Позднее автор с особой старательностью изобразит, что местные считали себя православными и кичились знанием церковных обрядов. Внешнее благочестие, крест на груди — вот и все, что эти люди имели общего с христианским духом. Не знавшая обрядов Матрена вела более правильную жизнь, которую автор уверенно называет праведной.
План пересказа «Матренин двор»
- Автобиографические заметки.
- Изба Матрены.
- Быт бабки Матрены.
- Обиды Матрены.
- Подготовка к зиме.
- Обычное течение жизни Матрены.
- «Открытие» Матрены.
- Перемены в жизни Матрены.
- Смерть бабки Матрены.
- Прощание и похороны.
- Послесловие.