Солженицын А.И.

Краткое содержание «Матренин двор» Солженицына

 «Матренин двор»

Рассказ «Матренин двор» резко отличается от многих других произведений А.И. Солженицына тем, что в нем почти не звучит тема противостояния личности и тоталитарного государства. Автор делится с читателем впечатлениями об одном человеке, который как-то (уже после лагерей) встретился на его жизненном пути. Этот человек, вызывающий восхищение писателя, — Матрена Васильевна Григорьева, которую все зовут «бабкой Матреной». Несмотря на кажущееся несходство рассказа с остальными вещами автора, «Матренин двор» не выбивается из общего ряда произведений Солженицына и, в частности, имеет много общего с повестью «Один день Ивана Денисовича». Тематика повести и рассказа перекликаются в том, что автор в обоих произведениях с большой художественной силой показал русский национальный характер.

В «Одном дне…» народный дух изображен как нечто противостоящее лагерной системе. В «Матренином дворе» автор достигает большего обобщения, поднимая эту борьбу на самый высокий и почетный уровень. Бабка Матрена противостоит и несправедливости бесчеловечного государства, и людским порокам — злобе, корысти, зависти. Матрена на протяжении всего рассказа изображается как человек, терпящий много «обид». Она не раз сталкивается с людским эгоизмом, не раз оказывается жестоко обманутой, сносит откровенные оскорбления. И вместе с тем Матрена с легким сердцем забывает все «несправедливости» против нее и продолжает любить мир и людей.

Матрена бескорыстна и кротка, что и позволяет ей сохранить себя в нечеловеческих условиях, в которых оказалась сельская глубинка в 1950-х гг. Что бы ни происходило в жизни старушки, та продолжает смотреть на окружающих с «лучезарной улыбкой», от которой ее лицо как бы светится и даже молодеет. Говорит Матрена со всеми доброжелательно, с «теплым мурчанием».

Солженицын называет подобных ей людей праведниками. Матрена не гналась за вещами, ничего не копила, никогда (даже по молодости) не стремилась модно и нарядно одеваться. Она не смогла изменить себя даже тогда, когда муж, желавший одеваться «культурно», поссорился с ней. И Матрена совершенно не подозревала, что он завел себе в городе «сударку». По-детски наивную Матрену вполне устраивал тот нехитрый быт, который ее окружал.

Деньги были лишены для Матрены смысла, поэтому она всегда работала для других бесплатно. Люди, в первую очередь родня, корили ее за это, называли блажной, за глаза смеялись над ней. Но сами все охотно пользовались смиренностью Матрены и даже, когда та состарилась, норовили принудить ее к рабскому труду в своих хозяйствах. Впрочем, делалось это всегда как бы тайно. Селяне сторонились Матрены, не набивались к ней в друзья и даже скрывали свое родство. Кто-то боялся, что в деревне засмеют, а кто-то (например, родные сестры) опасался, что Матрена, ослабевшая к старости, вдруг может попросить помощи.

Для автора, квартировавшего у старушки, появление родственников у Матрены стало настоящей неожиданностью. Родня — сплошь своекорыстные и завистливые люди — объявилась, когда бабка «разбогатела». Матрена после долгих хождений из сельсовета в собес выбила себе нищенскую пенсию в 80 рублей. Из этих денег и квартплаты от учителя-квартиранта старушка смогла купить новое пальто, в подкладку которого зашила «большие» сбережения — себе на похороны. Другого имущества к смерти она так и не скопила.

Уже спустя неполных два месяца старушка была жестоко наказана завистливыми селянами за свое нежданное да негаданное счастье. На крещенские морозы кто-то тайно украл у бабки котелок с освященной водой. И хотя Матрена никогда не была истово верующей и обряды плохо знала, она тяжело переживала случившееся. Жаль ей было не воды. Обида брала за то, что в святой праздник выкрали жалкий котелок: поднялась же рука у кого-то из своих! Позднее автор с особой старательностью изобразит, что местные считали себя православными и кичились знанием церковных обрядов. Внешнее благочестие, крест на груди — вот и все, что эти люди имели общего с христианским духом. Не знавшая обрядов Матрена вела более правильную жизнь, которую автор уверенно называет праведной.

План пересказа «Матренин двор»

  1. Автобиографические заметки.
  2. Изба Матрены.
  3. Быт бабки Матрены.
  4. Обиды Матрены.
  5. Подготовка к зиме.
  6. Обычное течение жизни Матрены.
  7. «Открытие» Матрены.
  8. Перемены в жизни Матрены.
  9. Смерть бабки Матрены.
  10. Прощание и похороны.
  11. Послесловие.