Набоков В.В.

Краткое содержание — «Машенька» Набокова

 «Машенька»

Владимир Набоков критично считал «Машеньку» незаконченным произведением, нуждающимся в доработке. Однако писатель так и не притронулся к повести, чтобы улучшить ее, — возможно, потому, что в полной мере и с большой выразительной силой раскрыл тему, за которую взялся. Эта тема — воспоминания о прошедшей любви. В этой повести автор поставил вопрос о том, можно ли вернуть пережитое чувство, испытать его вновь.

Главный герой произведения — Лев Глебович Ганин, русский эмигрант. От своего соседа по пансиону, некоего Алферова, тоже русского эмигранта, Ганин узнает о скором прибытии к тому из России супруги. Из разговора Ганина и Алферова выясняется, что эта женщина — Машенька, которая некогда была возлюбленной Ганина. Лев решается на отчаянный поступок, он желает встретиться с Машенькой и увести ее у Алферова. Однако вспоминая свои прежние отношения с ней, он понимает, что любит былую Машеньку, а перенести это чувство на жену Алферова никогда не сможет. И Лев отказывается от своего дерзкого плана.

Мыслями главного героя автор отвечает на поставленный вопрос. Былое чувство невозможно воспроизвести вновь в реальности. Оно настолько трепетно и невесомо, что пережить его и насытиться им возможно лишь в воспоминаниях. Именно это происходит с Ганиным: вспомнив Машеньку и в своем воображении воскресив все эпизоды своего общения с ней, Лев вновь испытал наслаждение от образа возлюбленной. Подобного ему не пережить с новой Машей, Марией Алферовой, которая является уже другим человеком — ее изменила жизнь, изменило супружество. И сам Ганин уже не тот, чтобы испытать прежнюю любовь.

В одну и ту же реку нельзя войти дважды, учит читателя Набоков. Область эмоций и страстей — это мир мимолетных, быстротекучих образов и ощущений. Образ возлюбленного является, вероятно, одним из наиболее тонких, эфирных, быстропроходящих. Страсть к предмету любви обязательно претерпит изменения по мере развития отношений с этим человеком. Если же чувство неизменно, то это не любовь к человеку, а стойкая память о том образе, который был создан в фантазиях и представляет собой слепок, копию с данного человека. Так Набоков вскрывает природу одного из миражей любви, попутно как бы оправдывая своего героя, но одновременно оставляя его и читателя терзаться мыслью: а какая она на самом деле, Машенька?

План пересказа «Машенька»

  1. Знакомство в лифте.
  2. Русский пансион.
  3. Тоска Ганина.
  4. Мысли о Машеньке.
  5. План Ганина.
  6. Бегство.