Набоков В.В.

Краткое содержание — «Защита Лужина»

 «Защита Лужина»

Роман «Защита Лужина» был написан Набоковым в 1929 г. в Ле-Булю (французский курорт в Восточных Пиренеях) и в Берлине, а опубликован в 1930 г. На первый взгляд может показаться, что книга содержит в себе историю жизни одного шахматиста. Но автор поднимает и более глубокие проблемы. Главный герой — Лужин — уникальная, экстраординарная личность. Он с самого детства отличался своей индивидуальностью, которую одни принимали за вялость, другие за упрямство. Пожалуй, только отец пытался рассмотреть в своем сыне его внутренний гений, но и он не сумел найти подход к замкнутой душе мальчика. Мать же любила в Лужине его ребяческую шаловливость, но, когда он стал шахматным гением, она отворачивается от него, уезжает обратно в Россию. Она чувствовала, что Лужин с большей любовью относится к шахматам, нежели к ней. Ей было больно видеть, как единственный близкий ей человек отстраняется от нее, уходит в свой мир черно-белых фигур. На фоне измены мужа она рассматривала увлечение сына шахматами как предательство и обман. Отец же видел в нем черты вымышленного им мальчика, который был главным героем во всех его книгах. Сам Лужин не был похож на те образы, которые хранили в сердцах отец и мать. Он постоянно стремился к переменам, упорно боролся за право быть собой.

Набоков наделил своего героя страстью к шахматам не просто так. Он тоже имел к ним искренний интерес, перерастающий в манию. Рассматривая Лужина как гения, творческую личность, Набоков противопоставлял ему пошлость и ограниченность окружающего мира.

В жизни главного героя был лишь один человек, который искренне пытался спасти его от пустой суеты окружающего мира. Жена Лужина охраняла покой мужа, продумывала до мельчайших подробностей досуг, стремясь избежать излишнего давления на него. Ей было очень тяжело вести каждый день борьбу не только с помешательством мужа, но и со своей матерью, Валентиновым, обществом. Но для Лужина она была не только любящей женой. Она была частью того мира, от которого он стремился сбежать, частью повторяющихся в его голове комбинаций.

Проводя параллель между Лужиным и Набоковым, следует сказать, что оба они были людьми искусства. Оба заранее знали, что не будут поняты другими, но тем не менее они продолжали следовать своему гению. Главный герой романа оказался сильной личностью. Он сумел найти выход из тупика, в который его загнало безумие. Падая вниз, он видит шахматную доску, на которой его прыжок просчитывается как самый верный и героический поступок. Он сумел спастись от сумасшествия, которое неизбежно охватило бы его. Оно разрасталось бы под давлением такого чужого для эмигранта европейского мира.

Смерть главного героя показана Набоковым не просто как самоубийство, она доказывала невозможность жить в условиях ограничения свободы разума и души. Стремление гения к саморазвитию не должно ограничиваться со стороны посредственных личностей, стремящихся нажиться на его таланте. «Защита Лужина» — роман, повествующий о борьбе с отчаянием и безумием, когда страсть к искусству вынуждена скрываться внутри души гения. Набоков показал жизнь Лужина как борьбу с повторяющейся роковой комбинацией. Стремительный бег между турнирами, городами, странами, людьми не смог спасти главного героя от надвигающейся угрозы «шаха». Но все же он смог выработать свою защиту, которая привела его к трагическому обретению свободы.

План пересказа «Защита Лужина»

  1. Детство Лужина.
  2. Начало занятий шахматами.
  3. Развитие таланта. Отъезд Лужина за границу.
  4. Знакомство с будущей женой.
  5. Поединок с Турати.
  6. Болезнь.
  7. Лужин кончает жизнь самоубийством.