Лермонтов

Краткое содержание — «Герой нашего времени»

 «Герой нашего времени»

Сразу же после выхода романа в свет критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Но в «Предисловии» к роману автор говорит, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века: «Герой нашего времени — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. В.Г. Белинский говорит, что в нем Лермонтов «поставил вопрос о внутреннем человеке, на который откликнулись все». Сам Лермонтов в «Предисловии» говорит о том, что «история души человеческой едва ли не любопытнее, не полезнее истории целого народа». Главный герой романа — Печорин, на это указывает и название романа. Все остальные персонажи расположены вокруг этого центра, сопоставляются с ним, способствуют более отчетливому выявлению его качеств. Главная задача романа — раскрытие характера и внутреннего мира героя.

Главный герой раскрывается на протяжении всего романа. В «Бэле» Печорин внутренне мечется, он разочарован в жизни, но одновременно старается найти в ней позитивные ценности. Странность и противоречивость души Печорина раскрывает нам Максим Максимович.

В «Тамани» Печорин предстает в своих внешних поступках, которые не соответствуют конечной цели: он вмешивается в судьбу Янко, девушки и слепого мальчика, разрушает их, при этом в душе его остаются грусть и скука. В конце повести лишь в одной фразе приоткрывается жизненная позиция героя: Печорин заявляет, что ему нет дела до радостей и бедствий человеческих.

В «Княжне Мери» Печорин занимается самоанализом. Он признается, что смотрит на радости и страдания других только в отношении к себе, счастьем считает насыщенную гордость и торжество власти. И действительно, он вторгается в судьбы людей, направляет их действия по запланированному им «сценарию». Печорин, и правда, как он сам понимает, выполняет роль топора в руках судьбы, с одинаковым равнодушием падающего на головы виновных и невинных. В этой же повести перед дуэлью с Грушницким Печорин подводит итоги своей жизни. Он говорит о силах необъятных, скрытых в его душе, о том, что не удалось ему угадать великой цели, назначения в жизни. Он отмечает трагические последствия своего вмешательства в чужие судьбы, бесплодность своей любви, которая никому не принесла счастья, потому что он ничем не жертвовал для тех, кого любил. Вмешиваясь в чужие жизни, Печорин не обретает ни жизненной устойчивости, ни душевного спокойствия. Он занят своей кипучей деятельностью, носясь в поисках смысла жизни. Но Печорин готов нести всю высокую нравственную меру ответственности за свои убеждения и поступки.

В «Фаталисте» дается философское обоснование пе- чоринского индивидуализма. Не Бог определяет судьбу человека, а человек, поэтому рассчитывать он может только на себя, ничто его не ограничивает, а значит он сам определяет, что есть хорошо, что плохо. И человек должен найти какие-то причины и обоснование необходимости жить для других, творить добро. Печорин пока их не нашел. А потому на место Бога встает человек, ставший индивидуалистом.

Печорин представляет собой тип «лишнего человека». Его можно назвать Онегиным своего времени, который сам для себя выбирает позицию индивидуалиста, отдает себе в ней отчет. Но при этом Печорин не покорно несет свое бремя скуки, он бешено гоняется за жизнью, ищет ее везде. На протяжении всего романа мы можем заметить несоответствие между тем, что говорит и делает Печорин, и тем, что и как он чувствует. Так, например, он говорит, что не способен на искреннюю дружбу, но при этом, когда Вернер отворачивается от него, ему становится больно. Также он заявляет, что не способен любить, но вдруг чувствует, как забилось сердце при виде экипажа княжны Мери.

Незаурядность личности Печорина больше всего проявляется в его сопоставлении с Грушницким. Печорин волею обстоятельств обречен на бездеятельное томление и тоску — высокие недуги духа. Печоринские тоска и разочарованность глубоки и истинны, а потому он старается скрыть это несчастье, как болезнь. Грушницкий же из тех, кто примкнул к «лишним» людям, для кого это состояние — всего лишь дань моде.

Печорин — натура богатая и одаренная, он обладает острым аналитическим умом, который позволяет верно судить о людях и жизни. Он единственный во всем романе задумывается над главными проблемами бытия: о добре и зле, предназначении человека и т. д.

Герой живет в этом мире, осмысливая его. Видит человеческие пороки, но и о своих не забывает, постоянно анализируя себя. Ничего не боится в себе понять, беспощадно проникает в тайники своей души, способен сам отвечать за свои поступки, не сваливая вину на других. Ни любовь, ни дружба не потеряли для него значения, он их жаждет, хотя говорит противоположное. Печорин постоянно ищет препятствий и всегда их преодолевает. Ему все всегда удается, как будто сама судьба хранит его. Но счастье от него ускользает.

Печорин — герой трагический. Его трагедия раскрывается в социальном (человек родился не в свое время) и философском планах (трагедия индивидуализма).

Печорин жил в эпоху после подавления восстания декабристов. Он жаждет подвигов, но им нет места, и он вынужден расходовать свои силы на поступки мелкие и пустые, «сорить» своими достоинствами, силами, расходовать их по мелочам. Печорин не находит применения своей воле, уму, которые не востребованы временем. Он оказывается «лишним» человеком, потому что независимые и гордые люди не были нужны николаевской эпохе.

Кроме того, Печорин проповедует философию индивидуализма, которая не приносит счастья. Он понимает, что не имеет никакого права быть причиною счастья или страдания других людей, но не может обойтись без этого. Свобода личности оборачивается для Печорина одиночеством. Лермонтов показывает: там, где отдельные личности по своему собственному произволу начинают вершить судьбы других людей, не может быть подлинного человеческого счастья.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — это роман о лишнем человеке. Печорин в силу неблагоприятных исторических обстоятельств (николаевский деспотизм), как и другие представители его поколения, не может обрести для себя подлинно высокой жизненной цели, того поприща, на котором он смог бы реализовать свои незаурядные способности. Он уходит в себя, в свою внутреннюю жизнь, оттачивает свою философскую мысль, углубляется в анализ своих душевных движений и эмоций. Но душа Печорина не «каменная почва», как замечает автор, а только засохшая от стужи и зноя земля, и если оросит ее «дождь истинного чувства, страдания, то она принесет роскошные плоды».

План пересказа главы Бэла

  1. Знакомство автора с Максимом Максимычем.
  2. Свадьба у местного князя.
  3. Похищение девушки.
  4. Смерть Бэлы.

План пересказа главы Максим Максимыч

  1. Прибытие Печорина.
  2. Встреча двух товарищей.
  3. Отъезд Печорина.

План пересказа главы Журнал Печорина Тамань

  1. Приезд в Тамань.
  2. Ночная встреча на берегу.
  3. Свидание.
  4. Схватка в лодке.
  5. Отъезд контрабандистов.

План пересказа главы Княжна Мери

  1. Приезд Печорина в Пятигорск.
  2. Встреча с княжной Мери.
  3. Влюбленность Грушницкого.
  4. Встреча с Верой.
  5. Отъезд в Кисловодск.
  6. Признание Мери.
  7. Вызов на дуэль.
  8. Дуэль.
  9. Отъезд Веры.
  10. Прощание с Мери.

План пересказа главы Фаталист

  1. Пари Печорина и Вулича.
  2. Смерть Вулича.
  3. Печорин решает испытать судьбу.