Оноре де Бальзак

Краткое содержание — «Человеческая комедия»

 «Человеческая комедия»

По сути, «Человеческая комедия» включает в себя все литературное наследство французского писателя Оноре де Бальзака. Можно сказать, что этот великий романист создал всего одну вещь за всю свою творческую жизнь, поскольку вышедшие из-под его пера произведения в разных жанрах и разной тематики все были объединены одним замыслом. В строгом смысле слова, «Человеческая комедия» — это прозаический цикл, включающий 91 (по другим оценкам — 96) произведение. Точная дата начала работы над циклом неизвестна, но, скорее всего, писатель приступил к созданию своего эпоса в 1829-1830 гг., когда стал публиковаться под собственным именем. Тогда им были написаны «Гобсек» и другие вещи, в которых уже в полной мере воплотились замыслы автора об исследовании человеческой природы.

Цель Бальзака была шире и глубже, чем тривиальное отражение современной ему французской действительности. Мастер слова пошел дальше и социальной критики. Писателя преследовала мысль о том, что общество представляет собой нечто целое, обладающее единым устройством и развивающееся по определенным законам. Эта мысль была навеяна Бальзаку господствовавшими в его время концепциями естествознания. В ту эпоху П. Лаплас описал законы становления Солнечной системы и воссоздал картину единого строения вселенной, а Ж. Бюффон и Ж. Сент-Илер вплотную подступили к открытию механизмов эволюции. В частности, Сент-Илер утверждал наличие в организмах некой всеобщей для живого основы, на которую накладывают отпечаток факторы среды. Это положение Бальзак истолковал так, что человек несет внутри себя некую единую для всех людей основу, а переменчивая внешняя оболочка этой основы есть результат воздействия социальной среды.

Писателю было одинаково интересно изучать как собственно «основу» человеческой натуры, так и многообразие проявлений наружной оболочки. Бальзак создал философскую теорию, согласно которой за каждой материальной «вещью» скрывается идея. При этом «вещь» может обозначать любой объект из «предметного мира»: деталь одежды, аксессуар, украшение, элемент интерьера, часть тела. «Вещи» помогают увидеть идею, а она открывает сущность взаимодействия основы и оболочки личности, то есть позволяет понять сущность господствующей над человеком страсти. Самое яркое отображение материализации идей дано Бальзаком в полуфантастической «Шагреневой коже», где уменьшение кусочка кожи сопровождается атрофией души главного героя.

Именно поэтому Бальзак столь основателен в описании деталей, что иные критики называли мелочностью. На самом деле быт и внешность для писателя являли собой знак, скрывающий глубинный смысл. Для писателя не существовало малозначительных деталей. Он старательно изучал физиогномику — учение о понимании характера человека через его наружность. Более того, писатель пытался создать похожую науку — вестигномику, которая бы позволяла понять характер человека по его одежде («Трактат об элегантной жизни», 1830).

Раскрыть природу человека во всех ее проявлениях означало для Бальзака увидеть правду. Это же означало и обнажить пороки, то есть за обманчивой внешностью различить подлинное внутреннее содержание. Писатель не боялся показать действительность такой, какая она есть, даже если зла в мире оказывается больше, чем добра. Обнажая пороки, литератор, как считал Бальзак, способствует их устранению. Писатель открыто заявлял: «Я опишу огромное современное чудовище во всех его ликах», подразумевая погрязшее в противоречиях французское общество. Венчать «Человеческую комедию» должен был опус под названием «Опыт о человеческих силах», написать который Бальзак не успел — в этом гениальному романисту помешала преждевременная смерть.