Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема сострадания, сохранения человечности в трудное, военное время

Аргументы для сочинения на ЕГЭ:

  • Л.Н. Толстой — роман «Война и мир». Мотив сохранения человечности в трудное, военное время звучит в этом романе. Кутузов, осматривая пленных французов, больных и изможденных, призывает своих солдат «пожалеть» врага. Встретив в лесу капитана Рамбаля и его денщика Мореля, замерзших и голодных, русские проявили милосердие: «Солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». Один из рядовых при этом заметил: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги заслуживают снисхождения и прощения — такова авторская позиция в этом произведении.
  • М.А. Шолохов — роман «Тихий Дон». Проблема сохранения человечности в трудное, военное время необычайно остро звучит в этом романе. Героем, сохранившим в себе человеческое начало, совесть, предстает здесь Григорий Мелехов. Так, спасая от казаков польку Франю, он вступает в бой с целым взводом. В Восточной Пруссии, под городом Столыпином, Мелехов спасает от гибели Степана Астахова, своего заклятого врага. Однако далеко не всем героям удается сохранить в душе подобные чувства. Страшна в романе сцена казни Подтелкова и его отряда, картина истязания коммунистов Сердобского полка, эпизоды сжигания Мишкой Кошевым купеческих и поповских домов и убийство им деда Гришаки.
  • В.Т. Шаламов — рассказ «Чужой хлеб». В центре сюжета — история из лагерной жизни, чувство голода, мучающее заключенных. Герою-рассказчику товарищ доверил свой баульчик с хлебом. Мучаясь от голода, от соблазна дотронуться до чужой пайки, рассказчик проявляет всю свою выдержку, силу характера, волю. И он сохраняет чужой хлеб, отщипнув лишь три крошечных кусочка. В финале герой испытывает чувство гордости за то, что «не украл хлеб товарища».