Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Что такое милосердие? Проблема милосердия

Примеры милосердия в русской литературе и зарубежной:

  • В.М. Гюго — роман «Отверженные». Проблема милосердия поставлена в этом романе. Добрым, милосердным, мудрым человеком предстает в романе епископ Шарль-Франсуа Мириэль. Он принимает у себя беглого каторжника Жана Вальжана, помогает ему. А когда тот крадет серебро в доме епископа, хозяин не выдает его полиции, спасая.
  • А.С. Пушкин — роман «Капитанская дочка». Тема милосердия — одна из важнейших в пушкинском романе. Вспомним историю взаимоотношений главных героев произведения, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии. Вот вторая встреча героев: бунтовщики берут Белогорскую крепость и уже должны повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет юноше жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «.. .я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твер- достию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это чувствует самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!» Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, достучаться до него.
  • А.И. Куприн — рассказ «Чудесный доктор». В центре повествования — семья Мерцаловых, попавшая в бедственное положение. Отец семейства из-за болезни теряет работу, заболевают дети, семья ютится в сыром подвале. Будучи в полном отчаянии, Мерцалов случайно встречает профессора Пирогова, который помогает его семье, излечивает детей. С того момента жизнь семьи налаживается.
  • В.Г. Распутин — повесть «Уроки французского». «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после», — так писатель начинает повесть «Уроки французского». В основе ее обычная история: в голодное послевоенное время учительница приглашает к себе ученика для дополнительных занятий, пытается помочь ему, подкормить. Но мальчик отказывается от помощи. Тогда Лидия Михайловна, зная о том, что он играет «в чику» на деньги, предлагает ему сыграть и, конечно же, проигрывает. Обо всем происходящем становится известно директору, и он, не разобравшись в ситуации, увольняет молоденькую учительницу. Так, уроки французского становятся для рассказчика уроками доброты, сердечности, благородства.
  • А.А. Лиханов — повесть «Голгофа». Главный герой повести — фронтовик Алексей Пряхин. Когда его ранило осколком, в госпитале за ним ухаживала тетя Груня, старенькая вахтерша. Ее любовь и забота возвратили его к жизни. Она стала для Алексея близким, родным человеком, поддерживала его в трудные минуты, учила доброте и милосердию. Чувство сострадания было присуще и самому герою. Став невольным виновником гибели женщины- хлебовозчицы, Алексей берет на себя заботу о ее семье, фактически заменяя трем подрастающим девочкам отца.