Аргументы для Сочинений на ЕГЭ

Проблема сиротства — Литературные Аргументы

  • В.М. Гюго — роман «Отверженные». Проблема сиротства остро звучит в этом произведении. Символом детей-мучеников становится в романе Козетта, внебрачный ребенок, отданный матерью в семью трактирщиков. Они изнуряют девочку непосильной работой, избивают ее, она вынуждена ходить в лохмотьях. В результате в восьмилетнем возрасте Козетта чувствует себя уже «маленькой старушкой». Судьба оказывается к девочке благосклонной: ее забирает бывший каторжник, Жан Вальжан, который полюбил ее как родную дочь. Мотив сиротства вводит в роман и Гаврош, мальчик, имеющий родителей, равнодушных к его судьбе. Фактически он становится беспризорником. При этом Гаврош сохранил в душе доброту, сострадание к людям. Мальчик погиб на баррикадах во время восстания в Париже.
  • М.Ю. Лермонтов — поэма «Мцыри». Мотив сиротства становится определяющим в этом произведении. Сиротство и плен Мцыри стали следствием войны на Кавказе. Потерю родных, родины герой воспринимает как чудовищную несправедливость, он чувствует себя отвергнутым от человеческого общества. Основное чувство этого ребенка — чувство бесприютности, собственной неполноценности, обреченности. Он совершает побег из монастыря в надежде попасть на родину, однако усилия его тщетны: вскоре Мцыри вновь оказывается в монастыре. Фактически вся жизнь героя разрушена, потому что он вырван из родной среды, родина потеряна для него.
  • Ф.М. Достоевский — роман «Бедные люди». Мотив сиротства звучит в этом романе. Сиротой в романе становится Варенька Доброселова, жизнь которой очень трудна, наполнена лишениями, страданиями. В финале она вынуждена выйти замуж за помещика Быкова, к которому ничего не испытывает. Ощущает себя сиротой и студент Покровский, рано потерявший мать, и главный герой произведения Макар Девушкин, страдающий от одиночества.
  • В.Г. Короленко — повесть «Дети подземелья». Проблема сиротства поставлена в этой повести. Второе название произведения — «В дурном обществе». Таким обществом становится у Короленко мир бродяг, детей-сирот, отвергнутых «порядочными людьми», мир Валека и Маруси, мир пана Тыбурция. Мотив сиротства звучит и в судьбе главного героя произведения, мальчика Васи, рано потерявшего мать. После смерти матери родной дом становится для него чужим, отец, поглощенный собственным горем, фактически забывает о существовании сына. Знакомство с обитателями подземелья, с Валеком и Марусей, дружба с этими детьми, сострадание к ним — все это становится настоящей школой жизни для маленького мальчика.
  • А.И. Приставкин — роман «Ночевала тучка золотая…» В этой автобиографической книге писатель правдиво и без прикрас рассказывает о скитаниях ребят, чье детство пришлось на суровые годы войны. Голод, разруха, потеря семьи, родного дома — вот какой становится жизнь маленьких героев, братьев Кузьменышей, — Кольки и Сашки. Детский дом, в котором они живут, эвакуируют на Кавказ, где один из братьев погибает. С горечью размышляет автор о росте числа беспризорников, сирот в России, об отношении к этой проблеме государства: «А может, это все сказки, что безродные — колонисты да детдомовцы — рождаются? Может, они сами по себе заводятся, как блохи, скажем, как вши или клопы в худом доме? Нет их, нет, а потом, глядишь, в какой-то щели появились! Копошатся, жучки эдакие, и по рожам немытым видно, по движениям особенным хватательным: 6а! Да это наш брат беспризорный на белый свет выполз! От него, говорят, вся зараза, от него и моль, и мор, чесотка всякая… И так в стране продуктов не хватает, а преступность растет и растет. Пора его, родного, персидским порошком, да перетрумом, да керосинчиком, как таракашек, морить! А тех, кто попрожорливее, раз — и на Кавказ, да еще дустом или клопомором рельсы за поездом посыпать, чтобы памяти не осталось. Вот, глядишь, и не стало. И всем спокойно. Так на совести гладко. Из ничего вышли, в ничего ушли. Какое уж там рождение! Господи!»
  • А.А. Лиханов — повесть «Никто». Главный герой повести — детдомовец Николай Топоров, мальчик, к которому «никто не приходил». Он ищет свое место в мире, жаждет обрести хоть какую- то родную душу. Однако путь его предопределен: школа-интернат, ПТУ, дружба с бандитами, которые дали ему прозвище «Никто». Одного из них, Валентина, Николай искренне полюбил. Однако его убивают. Николай мстит за эту смерть, но в финале сам погибает. Перед смертью он приходит в родной интернат, приносит детям подарки. В душе его рождаются беспощадные вопросы: «Топорик закрыл глаза и в этой своей тьме вдруг как бы спросил: «За что, Господи? Почему в одном лишь этом коридоре собрано столько бед и печали? Отчего дети рассчитываются за грехи взрослых?..» И вместе с героем об этой проблеме размышляет автор. «Никто. Ничто. Никогда. Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью… Ничто в мире не переменит его жизнь. Никогда не повторится его жизнь. Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, своих детей…» — такова главная идея этого произведения.
  • А.С. Ермакова — роман «Пластилин». Это произведение о детских домах, об изломанных детских судьбах. Героиня-рассказчица — молодая женщина Полина, оказавшаяся в непростой ситуации. Она удочеряет девочку-сироту и сталкивается с серьезными проблемами. Потеря работы, безденежье, уход мужа из семьи, сложности в отношениях с Кирой (приемным ребенком) и собственной дочерью — все это подтачивает ее душу. Однако терпение и любовь побеждают, жизнь постепенно налаживается.