Проблема противостояния личности и государства — Аргументы:
А.С. Пушкин — поэма «Медный всадник». Проблема противостояния личности и государства поставлена в этой поэме. Российскую государственность олицетворяет у поэта Петр I. Он предстает в поэме как великий человек, оставивший грандиозный след в истории России. Это мудрый и дальновидный царь, сторонник прогресса и просвещения. Взгляд его устремлен в будущее: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…» Одновременно Петр олицетворяет государство, бездушный механизм власти. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, усмиряя и природную стихию, и человека. И эти черты личности царя воплощены в Медном всаднике. Своей роковой волей Петр определяет жизнь нации, жизнь всего народа и каждого отдельного человека. Петру в поэме противопоставлен Евгений, обыкновенный человек, скромный чиновник, живущий своим трудом и мечтающий о простом семейном счастье. «Приют смиренный и простой», патриархальное семейство, жизнь с любимой Парашей, дети и внуки — вот его идеалы. Однако жизнь, по мысли Пушкина, не должна ограничиваться столь узким кругом. Такая идиллия очень хрупка (у человека нет никакой другой опоры), поэтому изначально потенциально обречена на гибель. Узнав о гибели любимой девушки, Евгений лишается рассудка: рушатся все его мечты, смысл жизни безвозвратно ускользает от него: «Он скоро свету Стал чужд…» Он оказывается способным на бунт, но стихийный бунт личности, по мысли автора, обречен на неудачу, лишен какого бы то ни было смысла. Поэтому Евгений тихо погибает на пороге дома, бывшего символом будущего счастья. Таким образом, конфликт личности и государства не находит разрешения в тексте произведения, он у Пушкина трагически неразрешим.
Б.Л. Пастернак — роман «Доктор Живаго». Проблема противостояния личности и государства звучит в этом романе. Автор изображает здесь тоталитарное государство, уничтожающее личность. Судьба героя романа Юрия Живаго — типичная судьба интеллигента в революционную эпоху.
А.И. Солженицын — рассказ «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына рассказывает об одном дне из жизни заключенного, однако день этот становится символом всей человеческой жизни. Время и художественное пространство произведения незримо расширяются. Повесть построена в виде увеличивающихся концентрических кругов: барак-зона- степь-стройка. Узники ГУЛАГа строят Соцбытгородок. И сначала они огораживают территорию этого городка колючей проволокой. Здесь возникает символический образ: стройка напоминает нам о всей России, окруженной «железным занавесом», ставшей символом несвободы, плена. Солженицын обнажает бедственное положение заключенных. Лагерь нацелен на подавление всех человеческих чувств, умерщвление внутренней жизни — мысли, совести, памяти. Тяжела участь Ивана Денисовича. «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний…» Картина жизни героя перерастает у Солженицына в подробную, детализированную картину лагерного быта. Заключенные испытывают постоянный голод: кормят в лагере плохо, дают ужасную баланду с мерзлой капустой, каша «ни вкуса, ни сытости не оставляет». Люди думают, как выжить, достать себе лишнюю пайку хлеба, раздобыть табаку, суметь подработать, обмануть охранников. Заключенные в лагере загружены постоянной работой: больного Шухова отправляют мыть полы в надзирательской. Образам заключенных противопоставлены образы людей, облеченных властью. Таким образом, главной темой повести становится осмысление автором судьбы России, вершителем которой и является у Солженицына его герой, наделенный лучшими душевными свойствами русского мужика — терпеливостью, душевной стойкостью, чувством собственного достоинства, природной нравственностью. ГУЛАГ у писателя становится настоящей школой жизни, но он не может уничтожить человека, лишить прошлого, воспоминаний, надежды на будущее.