М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Печорин предстает в романе эгоистичным человеком, привыкшим удовлетворять все свои желания. Причем он прекрасно осознает, что приносит страдания другим людям. Герой склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, «своеобразием своей божественной природы», судьбой, которая неизменно приводила его к «развязке чужих драм» — чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Он как будто снимает с себя ответственность за свои поступки, раскрывая собственную жизненную философию. Счастье для Печорина — удовлетворенное честолюбие, «насыщенная гордость», главная страсть — подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу «скучно и гадко», чувства других он рассматривает «только в отношении к себе», как пищу, поддерживающую его душевные силы. Сами по себе же эти чувства его не волнуют. «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…» — вот лейтмотив образа Печорина.
А.М. Горький — рассказ «Старуха Изергиль». Жестоким, эгоистичным предстает в легенде Ларра, сын женщины и орла. Так, он убивает девушку, не ответившую ему взаимностью. Этот герой — символ себялюбия и индивидуализма.
А.Г. Алексин — повесть «Безумная Евдокия». В этой повести писатель создает образ немолодой учительницы — Евдокии Савельевны. Окружающие зачастую считают ее смешной, нелепой. Родители одной ученицы, талантливой, неординарной девочки, прозвали учительницу «безумной Евдокией», считая, что она критически настроена по отношению к их дочери. Однако финал этого произведения грустен — талантливая ученица Оля оказывается эгоисткой, которой недостает душевной чуткости, внимательности к окружающим и, прежде всего, к самым близким людям — родителям. Уйдя в поход вместе с классом, она внезапно исчезает, чтобы первой пройти по маршруту Мити Калягина, героя, доставившего своему дяде-доктору лекарства и медицинские инструменты в годы Великой Отечественной войны. Олю начинают искать, об исчезновении девочки сообщают ее родителям. И мама Оли, женщина с больным сердцем, не выдерживает: она сходит с ума. Девочка же, упоенная успехом, вскоре появляется дома, радостно сообщая, что она первая прошла по маршруту Мити Калягина и получила приз. Евдокия Савельевна с горечью говорит о недостатке человечности в душе этой девочки, о равнодушии к окружающим, ее желании любой ценой быть первой. Она убеждена, что самое главное — не развить в детях талант, а воспитать в них доброту и чуткость.