А.С. Пушкин — повесть «Выстрел». История странной, необычной дуэли лежит в основе сюжета произведения. Внешней причиной дуэли становится ссора героев — Сильвио и графа. Настоящая же причина ее — в соперничестве этих персонажей. Сильвио, которому недоставало «знатности и денег» (Берковский), не мог уступить графу пальму первенства, не без некоторых усилий завоеванную им в офицерском обществе. Однако дуэль первоначально не имела развязки. Граф промахнулся, Сильвио же оставил за собой право на выстрел, осознавая, что граф молод, легкомыслен, удачлив и в силу этих обстоятельств не ценит жизнь. Прошло шесть лет, обстоятельства изменились: граф был счастливо женат, с возрастом он научился ценить жизнь, чувствовать ответственность за судьбу другого человека. В этот момент и появился Сильвио. Однако, щадя соперника и чувства его жены, ставшей невольной свидетельницей завершения поединка, герой сознательно промахнулся.
А.С. Пушкина — роман «Капитанская дочка». Тема чести, заданная эпиграфом («Береги честь смолоду»), воплощена в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. Рискуя собственной жизнью, он отказывается служить Пугачеву, сохраняя верность воинской присяге. Тема чести воплощается и в других эпизодах романа. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Герой предпочитает погибнуть, нежели изменить воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.
М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Мотив защиты чести звучит в этом произведении. Печорин защищает в нем честь дамы (княжны Мери), а также отстаивает собственную честь на дуэли с Грушницким. Дуэль у Лермонтова является «верхушкой айсберга», кульминационной сценой общей вражды Печорина с «водяным обществом». Фактически эта дуэль планировалась, и для нее нужен был лишь повод. Печорин, разоблачивший готовящиеся козни офицеров, впадает в бешенство. Во время дуэли он предлагает Грушницкому примириться, отказаться от клеветы, возведенной на княжну Мери, однако последний остается непреклонен. «Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…» — говорит Грушницкий. И Печорин убивает его.
И.С. Тургенев — роман «Отцы и дети». Комическое снижение мотива защиты чести мы видим в этом произведении. Дуэль здесь становится своеобразной кульминацией взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича. Внешняя причина ее — защита женской чести: Кирсанов вступается за честь Фенечки, которую поцеловал Базаров. Евгений выступает «победителем» в этой дуэли, ранив Павла Петровича. Финалом становится символическая смерть этого героя: «его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца». Вся ситуация дуэли у Тургенева явно пародийна: секундантом является лакей Петр, Базаров видит в поединке нелепость, однако участвует в нем. Ранив Павла Петровича, он сам помогает ему как доктор. Все это в финале превращается в дуэльный фарс.
Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Мотив защиты дамской чести звучит и в этом произведении. Защищая честь своей жены Элен, Пьер Безухов тяжело ранит Долохова, профессионального дуэлянта. Толстой изображает эту сцену как глупое, бессмысленное действо. Точно так же воспринимает все происходящее и Безухов. Одновременно в неожиданном исходе поединка у писателя звучит мысль о всесильности судьбы: «Судьба под маской случая. Направляет пулю Пьера и отклоняет от него пулю Долохова».