«Война и мир»
В основе названия романа лежит противопоставление: «война» и «мир» — извечная борьба двух начал. Война — это не только военные действия, но и вражда, эгоизм, непонимание, разъединение, это то, что разобщает людей. Мир — средоточие простых, естественных человеческих ценностей, которые собирают людей в единое общество. Кроме того, во времена Толстого слово «мир» писалось по-разному: «миръ» — отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны, лад, согласие, единодушие, тишина, покой; «м1ръ» — вселенная, наша земля, земной шар, свет, все люди, весь свет, род человеческий.
В «Войне и мире» рассказывается о событиях, происходящих на трех этапах борьбы русских против французов: 1805 г.— Россия воюет в союзе с Австрией на ее территории; 1806-1811 гг. — русские войска в Пруссии; 1812-1813 гг.— Отечественная война 1812 года.
Действие романа подчиняется ходу истории. Все действующие лица вовлечены в исторические события, их в романе более 500 — реальных и вымышленных. Основная мысль романа — «мысль народная». Задача автора — раскрыть народное значение войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты народного характера.
Жанр романа, эпопея, художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Кроме того, в романе присутствует синтез жанров: семейно-бытовой роман, психологический роман, роман воспитания, философский роман и исторический роман.
Проблемы, поднятые в романе: нравственные, этические, философские, социально-политические.
Окружающий мир Л.Н. Толстой воспринимает не только как художник, но и как философ, а потому все происходящее в романе делится на две категории: истинное и ложное. Например: истинная красота — Наташа Ростова, Марья Болконская, ложная красота — Элен Безухова. Кроме того, все ложное в романе говорится на французском языке (так, Пьер, на самом деле не любя Элен, признается ей в любви на французском языке), истинные же речи говорятся исключительно на русском языке.
В портретной характеристике Толстой использует статический и динамический портреты. Как правило, динамический (развивающийся) портрет имеют любимые герои автора: Наташа, Марья, князь Андрей, Пьер. Нелюбимые же герои не претерпевают развития, а потому их портрет статичен: Элен, князь Василий, Анатоль.
В романе противопоставляются Петербург и Москва. Петербург — холодный, противоестественный город. Москва — красота, которая воспринимается сердцем, естественность, простота.
Отношение к войне у автора различно. Так, война 1805 года воспринимается как противоестественное, бессмысленное событие. Она жестока и бесчеловечна. Но Отечественную войну 1812 года Толстой не отрицает, она необходима, так как на страну напал враг, а потому каждый должен взять «дубину» и идти бить врага. В главах, посвященных войне 1812 года, Толстой раскрывает свою философию войны. Автор убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельных людей. Историю делают не отдельные личности, а народ. Стихийность движения массы не поддается руководству, а потому исторической личности остается подчиниться предписанному свыше направлению событий. Это и делает фактически Кутузов в Отечественной войне 1812 года. Противостоит Кутузову Наполеон, который постоянно вмешивается в ход исторических событий, но его вмешательство и приводит его к краху.
Психологизм романа Толстого основан на изображении нравственных исканий героев, которое Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Автора интересует не результат психологического процесса, а непосредственное его протекание. Писатель прослеживает постепенное, едва заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений, которые приводят в конце’концов к крутому повороту, к взрыву. Оно рчёнь тесно связано с нравственными исканиями.
Все любимые герои Толстого (князь Андрей, Пьер, Наташа, Николай Ростов) проходят путь нравственных исканий — свой путь к народу. Они оцениваются Толстым с точки зрения нравственного критерия добра, бескорыстной душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, с народом.
Женский идеал — Наташа Ростова, идеал человека — Платон Каратаев.
В эпилоге герои романа находят истинное счастье: Пьер и княжна Марья — в возможности делать добро, Наташа — в возможности любить. Их жизнь становится настоящей, той, о которой они мечтали. Они становятся частичкой народа.
План пересказа первого тома (Война и мир)
- Вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Гости салона.
- Князь Андрей решает пойти на войну. Причины, побудившие его сделать это.
- Именины в доме Ростовых. Атмосфера любви и взаимопонимания, царящая в этой семье.
- Смерть старого графа Безухова. Его завещание в пользу Пьера. Изменение положения Пьера в обществе.
- Приезд князя Андрея с женой в имение своего отца. Болконский отправляется в армию, оставив жену на попечение отца и сестры.
- Николай в армии. Его служба под командованием Денисова. Эпизод с деньгами.
- Служба князя Андрея в штабе Кутузова. Его участие в Шен- грабенском сражении.
- Неоцененный героизм Тушина и его забытой батареи.
- Женитьба Пьера на Элен. Его жизнь после женитьбы.
- Князь Василий решает женить своего сына Анатоля на богатой невесте, выбор падает на княжну Марью, но сватовство не удается.
- Смотр русских и австрийских войск перед наступлением.
- Аустерлицкое сражение. Поражение русской армии.
- Подвиг князя Андрея и его ранение. Высокое аустерлицкое небо.
- Наполеон. Разочарование князя Андрея в своем идеале.
План пересказа второго тома (Война и мир)
- Приезд Николая Ростова в Москву. Обед в честь Багратиона.
- Дуэль между Пьером и Долоховым из-за ревности Пьера. Разрыв Пьера с женой.
- Известие о смерти князя Андрея. Неожиданный его приезд в Лысые горы во время родов его жены. Смерть маленькой княгини.
- Николай не желает жениться на Соне. Предложение, сделанное ей Долоховым. Ее отказ. Проигрыш Николая Ростова Долохову 43-х тысяч.
- Пьер в масонстве.
- Жизнь Пьера после вступления с масонство. Его управление имениями и отмена в них крепостной зависимости.
- Разочарование в жизни князя Андрея. Его разговор с Пьером на пароме. Старый дуб.
- Встреча Болконского с Наташей в Отрадном. Случайно подслушанный разговор. Новые надежды князя Андрея. Обновленный дуб.
- Примирение Пьера с Элен. Его деятельность в качестве масона.
- Салон Элен. Дневник Пьера Безухова.
- Первый бал Наташи Ростовой. Встреча с Андреем. Его любовь к Наташе.
- Предложение князя Андрея. Отсрочка свадьбы на год из-за старого князя Болконского.
- Николай Ростов приезжает в отпуск для поправки дел Ростовых. Охота. У дядюшки.
- Святочные гадания. Николай решает жениться на Соне. Недовольство его матери решением Николая.
- Приезд старого князя Болконского с дочерью в Москву. Неприязненное отношение Болконских к Наташе. Слезы Наташи.
- Увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Неудавшаяся попытка побега. Отказ Наташи князю Андрею. Радость княжны Марьи по поводу отказа.
План пересказа третьего тома (Война и мир)
- Нападение войск Наполеона на Россию.
- Служба Николая Ростова в полку. Князь Андрей в действующей армии.
- Болезнь Наташи после неудачного побега. Пьер решает, что он избран, чтобы убить Наполеона.
- Отступление русских войск.
- Смерть старого князя Болконского. Знакомство и любовь Николая Ростова и Марьи Болконской.
- Пьер на свои деньги создает ополчение. Последняя встреча Пьера с князем Андреем.
- Бородинское сражение. Второе ранение князя Андрея.
- Совет в Филях. Оставление Москвы.
- Местные жители покидают город. Наполеон на Поклонной горе.
- Пьер в оставленной Москве. Его решение убить Наполеона. Встреча и разговор с французским капитаном.
- Встреча раненого князя Андрея с Наташей. Их примирение.
- Взятие Пьера в плен французами.
План пересказа четвертого тома (Война и мир)
- Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.
- Развитие отношений Николая Ростова и княжны Марьи.
- Пьер в плену. Его встреча с Платоном Каратаевым.
- Смерть князя Андрея.
- Русская армия наступает.
- Внутреннее перерождение Пьера Безухова как следствие встречи с Платоном Каратаевым в плену.
- Побег французов из Москвы. Партизанская война и партизанские отряды. Тихон Щербатый.
- Гибель Пети Ростова.
- Освобождение захваченных французами русских пленных, в числе которых был и Пьер.
- Сближение Наташи и княжны Марьи.
- Болезнь Пьера после плена. Его возвращение в Москву. Встреча с Наташей и Марьей.
- Любовь Пьера и Наташи.
План пересказа Эпилог (Война и мир)
- Счастливый брак Пьера и Наташи.
- Николай Ростов женится на княжне Марье. Соня, оставшаяся в старых девах.
- Наташа — мать четверых детей. Перемены в ней.
- Философские размышления Толстого о ходе исторического процесса.