Толстой Л.Н.

Краткое содержание — «Война и мир» Толстого

 «Война и мир»

В основе названия романа лежит противопоставление: «война» и «мир» — извечная борьба двух начал. Война — это не только военные действия, но и вражда, эгоизм, непонимание, разъединение, это то, что разобщает людей. Мир — средоточие простых, естественных человеческих ценностей, которые собирают людей в единое общество. Кроме того, во времена Толстого слово «мир» писалось по-разному: «миръ» — отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны, лад, согласие, единодушие, тишина, покой; «м1ръ» — вселенная, наша земля, земной шар, свет, все люди, весь свет, род человеческий.

В «Войне и мире» рассказывается о событиях, происходящих на трех этапах борьбы русских против французов: 1805 г.— Россия воюет в союзе с Австрией на ее территории; 1806-1811 гг. — русские войска в Пруссии; 1812-1813 гг.— Отечественная война 1812 года.

Действие романа подчиняется ходу истории. Все действующие лица вовлечены в исторические события, их в романе более 500 — реальных и вымышленных. Основная мысль романа — «мысль народная». Задача автора — раскрыть народное значение войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты народного характера.

Жанр романа, эпопея, художественное произведение, изображающее с максимальной степенью полноты целую эпоху в жизни народа. Кроме того, в романе присутствует синтез жанров: семейно-бытовой роман, психологический роман, роман воспитания, философский роман и исторический роман.

Проблемы, поднятые в романе: нравственные, этические, философские, социально-политические.

Окружающий мир Л.Н. Толстой воспринимает не только как художник, но и как философ, а потому все происходящее в романе делится на две категории: истинное и ложное. Например: истинная красота — Наташа Ростова, Марья Болконская, ложная красота — Элен Безухова. Кроме того, все ложное в романе говорится на французском языке (так, Пьер, на самом деле не любя Элен, признается ей в любви на французском языке), истинные же речи говорятся исключительно на русском языке.

В портретной характеристике Толстой использует статический и динамический портреты. Как правило, динамический (развивающийся) портрет имеют любимые герои автора: Наташа, Марья, князь Андрей, Пьер. Нелюбимые же герои не претерпевают развития, а потому их портрет статичен: Элен, князь Василий, Анатоль.

В романе противопоставляются Петербург и Москва. Петербург — холодный, противоестественный город. Москва — красота, которая воспринимается сердцем, естественность, простота.

Отношение к войне у автора различно. Так, война 1805 года воспринимается как противоестественное, бессмысленное событие. Она жестока и бесчеловечна. Но Отечественную войну 1812 года Толстой не отрицает, она необходима, так как на страну напал враг, а потому каждый должен взять «дубину» и идти бить врага. В главах, посвященных войне 1812 года, Толстой раскрывает свою философию войны. Автор убежден, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельных людей. Историю делают не отдельные личности, а народ. Стихийность движения массы не поддается руководству, а потому исторической личности остается подчиниться предписанному свыше направлению событий. Это и делает фактически Кутузов в Отечественной войне 1812 года. Противостоит Кутузову Наполеон, который постоянно вмешивается в ход исторических событий, но его вмешательство и приводит его к краху.

Психологизм романа Толстого основан на изображении нравственных исканий героев, которое Н.Г. Чернышевский назвал «диалектикой души». Автора интересует не результат психологического процесса, а непосредственное его протекание. Писатель прослеживает постепенное, едва заметное накопление в душе человека все новых и новых настроений, чувств, впечатлений, которые приводят в конце’концов к крутому повороту, к взрыву. Оно рчёнь тесно связано с нравственными исканиями.

Все любимые герои Толстого (князь Андрей, Пьер, Наташа, Николай Ростов) проходят путь нравственных исканий — свой путь к народу. Они оцениваются Толстым с точки зрения нравственного критерия добра, бескорыстной душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с обществом, с народом.

Женский идеал — Наташа Ростова, идеал человека — Платон Каратаев.

В эпилоге герои романа находят истинное счастье: Пьер и княжна Марья — в возможности делать добро, Наташа — в возможности любить. Их жизнь становится настоящей, той, о которой они мечтали. Они становятся частичкой народа.

План пересказа первого тома (Война и мир)

  1. Вечер в салоне Анны Павловны Шерер. Гости салона.
  2. Князь Андрей решает пойти на войну. Причины, побудившие его сделать это.
  3. Именины в доме Ростовых. Атмосфера любви и взаимопонимания, царящая в этой семье.
  4. Смерть старого графа Безухова. Его завещание в пользу Пьера. Изменение положения Пьера в обществе.
  5. Приезд князя Андрея с женой в имение своего отца. Болконский отправляется в армию, оставив жену на попечение отца и сестры.
  6. Николай в армии. Его служба под командованием Денисова. Эпизод с деньгами.
  7. Служба князя Андрея в штабе Кутузова. Его участие в Шен- грабенском сражении.
  8. Неоцененный героизм Тушина и его забытой батареи.
  9. Женитьба Пьера на Элен. Его жизнь после женитьбы.
  10. Князь Василий решает женить своего сына Анатоля на богатой невесте, выбор падает на княжну Марью, но сватовство не удается.
  11. Смотр русских и австрийских войск перед наступлением.
  12. Аустерлицкое сражение. Поражение русской армии.
  13. Подвиг князя Андрея и его ранение. Высокое аустерлицкое небо.
  14. Наполеон. Разочарование князя Андрея в своем идеале.

План пересказа второго тома (Война и мир)

  1. Приезд Николая Ростова в Москву. Обед в честь Багратиона.
  2. Дуэль между Пьером и Долоховым из-за ревности Пьера. Разрыв Пьера с женой.
  3. Известие о смерти князя Андрея. Неожиданный его приезд в Лысые горы во время родов его жены. Смерть маленькой княгини.
  4. Николай не желает жениться на Соне. Предложение, сделанное ей Долоховым. Ее отказ. Проигрыш Николая Ростова Долохову 43-х тысяч.
  5. Пьер в масонстве.
  6. Жизнь Пьера после вступления с масонство. Его управление имениями и отмена в них крепостной зависимости.
  7. Разочарование в жизни князя Андрея. Его разговор с Пьером на пароме. Старый дуб.
  8. Встреча Болконского с Наташей в Отрадном. Случайно подслушанный разговор. Новые надежды князя Андрея. Обновленный дуб.
  9. Примирение Пьера с Элен. Его деятельность в качестве масона.
  10. Салон Элен. Дневник Пьера Безухова.
  11. Первый бал Наташи Ростовой. Встреча с Андреем. Его любовь к Наташе.
  12. Предложение князя Андрея. Отсрочка свадьбы на год из-за старого князя Болконского.
  13. Николай Ростов приезжает в отпуск для поправки дел Ростовых. Охота. У дядюшки.
  14. Святочные гадания. Николай решает жениться на Соне. Недовольство его матери решением Николая.
  15. Приезд старого князя Болконского с дочерью в Москву. Неприязненное отношение Болконских к Наташе. Слезы Наташи.
  16. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным. Неудавшаяся попытка побега. Отказ Наташи князю Андрею. Радость княжны Марьи по поводу отказа.

План пересказа третьего тома (Война и мир)

  1. Нападение войск Наполеона на Россию.
  2. Служба Николая Ростова в полку. Князь Андрей в действующей армии.
  3. Болезнь Наташи после неудачного побега. Пьер решает, что он избран, чтобы убить Наполеона.
  4. Отступление русских войск.
  5. Смерть старого князя Болконского. Знакомство и любовь Николая Ростова и Марьи Болконской.
  6. Пьер на свои деньги создает ополчение. Последняя встреча Пьера с князем Андреем.
  7. Бородинское сражение. Второе ранение князя Андрея.
  8. Совет в Филях. Оставление Москвы.
  9. Местные жители покидают город. Наполеон на Поклонной горе.
  10. Пьер в оставленной Москве. Его решение убить Наполеона. Встреча и разговор с французским капитаном.
  11. Встреча раненого князя Андрея с Наташей. Их примирение.
  12. Взятие Пьера в плен французами.

План пересказа четвертого тома (Война и мир)

  1. Вечер в салоне Анны Павловны Шерер.
  2. Развитие отношений Николая Ростова и княжны Марьи.
  3. Пьер в плену. Его встреча с Платоном Каратаевым.
  4. Смерть князя Андрея.
  5. Русская армия наступает.
  6. Внутреннее перерождение Пьера Безухова как следствие встречи с Платоном Каратаевым в плену.
  7. Побег французов из Москвы. Партизанская война и партизанские отряды. Тихон Щербатый.
  8. Гибель Пети Ростова.
  9. Освобождение захваченных французами русских пленных, в числе которых был и Пьер.
  10. Сближение Наташи и княжны Марьи.
  11. Болезнь Пьера после плена. Его возвращение в Москву. Встреча с Наташей и Марьей.
  12. Любовь Пьера и Наташи.

План пересказа Эпилог (Война и мир)

  1. Счастливый брак Пьера и Наташи.
  2. Николай Ростов женится на княжне Марье. Соня, оставшаяся в старых девах.
  3. Наташа — мать четверых детей. Перемены в ней.
  4. Философские размышления Толстого о ходе исторического процесса.