«Собор Парижской Богоматери»
В романе «Собор Парижской Богоматери» Гюго показал нравы и обычаи Парижа времен Средневековья. На судьбы главных героев влияли не только их личные желания, но и внешние обстоятельства: глухота судебной власти по отношению к Квазимодо, слепота — по отношению к Эсмеральде.
Одним из важнейших вопросов, который поднимает автор в своем произведении, является вопрос о соотношении духовной и физической красоты. Гюго, противопоставляя красивое и ужасное, показал, что имеет настоящую ценность, а что просто блестит на солнце. Один из центральных героев — Квазимодо (с франц. «Первое воскресенье после Пасхи»; с лат. «Как бы»). От него отказалась мать, подкинув в приют. Из чувства сострадания архидьякон Собора взял его на воспитание. Квазимодо был настолько благодарен своему приемному отцу, что готов был выполнить любое его поручение. Он осознавал, что своим внешним видом пугает людей. Его искривленное лицо, горб на спине и кривые ноги причиняли ему сильную душевную боль. Злобные насмешки людей ожесточили его сердце. Он стал ненавидеть всех, находящихся за пределами стен Собора.
Лишь Клод Фролло вызывал у него нежные чувства. Именно эта «собачья» преданность хозяину заставила Квазимодо пойти на похищение цыганки. Он без сопротивления несет наказание за этот поступок, даже не думая выдавать Клода Фролло. В его сердце ненависть к смеющейся толпе достигает апогея. Но благородный поступок Эсмеральды, которая не побоялась проклятья позорного столба и напоила горбуна из своей фляги, зародил в душе Квазимодо любовь к этой девушке. Когда она попадает в беду, он самоотверженно кидается на ее защиту. Он понимал, что его уродство пугает девушку. Поэтому Квазимодо старается не попадаться ей на глаза, но Эсмеральда всегда чувствовала, что находится под его защитой. Квазимодо хотел быть счастливым. Красота его души не была увидена ни одним человеком. Он любил искренне и преданно, и это не могло принести ему счастья. Любимые им люди были полностью поглощены своими страстями, не обращая внимания на благородные поступки горбуна. Предательство Клода Фролло настолько ошеломило Квазимодо, что он убивает своего приемного отца. Обрести любовь и счастье судьбой ему было предопределено лишь после смерти. Только тогда он смог воссоединиться с Эсмеральдой.
Образ Клода Фролло наделен противоречивыми чертами. С одной стороны, он рьяный священник, преследующий колдунов. С другой — он сам занимается алхимией, все свое время уделяет науке. Свою любовь к Эсмеральде он воспринимает как рок, проклятье. Душевные муки заставляют его совершать злые поступки. Он решается на похищение девушки, а когда оно срывается, без зазрения совести смотрит на наказание Квазимодо. Узнав о любви Эсмеральды к другому, он, обуреваемый ревностью, пытается убить соперника. И опять же вина ложится на невинную девушку. Клод Фролло даже и не думает о признании перед властями, а наоборот, он сам доносит на Эсмеральду, вынашивая коварный план. Все свои поступки он объясняет любовью к цыганке. Но видя, что она его не любит, он решает: «пусть она не достанется никому». Он делает все возможное, чтобы девушка оказалась на эшафоте. Казнь Эсмеральды окончательно сводит священника с ума. Его лицо приобретает дьявольский оскал. Он поплатился за все свои прегрешения смертью от руки любящего его человека.
Эсмеральда («изумрудная») — невинная шестнадцатилетняя цыганка. Она была любимицей обитателей Двора Чудес. Ее танцы завораживали парижан. Как и Квазимодо, она была подкидышем. Всю свою жизнь она искала своих родителей, желая обрести теплоту родительской любви. Встреча с капитаном Фебом де Шатопером сыграла роковую роль в ее жизни. Она была готова ради него прекратить поиски родителей, а он видел в ней обыкновенную цыганку. Отвергая любовь Квазимодо, она хотела быть с красивым капитаном, считая, что он так же красив душой. До самой смерти она была преданна ему, и даже под угрозой виселицы она не захотела принадлежать другому мужчине. Таким образом, красота и невинность Эсмеральды порождали в мужских сердцах желание обладать ею, но только один из поклонников — Квазимодо — преданно и самозабвенно любил танцующую девушку.
Трагичность смерти Эсмеральды усугубляется тем, что, найдя родную мать, она не имела сил сопротивляться государственной машине, которая безжалостно боролась с «колдовством» и бунтующими массами.
План пересказа «Собор Парижской Богоматери»
- Праздник шутов.
- Знакомство с Квазимодо.
- Провал мистерии с участием Эсмеральды.
- Поэт Гренгуар ищет ночлег и видит танцующую Эсмеральду.
- Спасение Эсмеральды капитаном Фебом де Шатопером.
- Гренгуар попадает в Двор Чудес.
- Спасение Гренгуара Эсмеральдой. Брак на четыре года.
- История Квазимодо и его опекуна Клода Фролло.
- Суд над Квазимодо.
- Наказание Квазимодо и милость Эсмеральды. Проклятия затворницы.
- Выступление Эсмеральды в доме невесты Феба, ревность Флер-де-Лизе.
- Покушение на убийство Феба Клодом Фролло, обвинение в нем цыганки.
- Суд над Эсмеральдой, пытки, предложение Фролло.
- Похищение ее Квазимодо.
- Штурм Собора обитателями Двора Чудес.
- Затворница оказывается матерью Эсмеральды. Казнь Эсмеральды.
- Гибель Фролло от руки Квазимодо.