Роман посвящен судьбе Карфагенской республики в самый острый, трагический период существования великого города — в годы Пунических войн.
Флобер восстанавливает для читателя из праха времен ситуацию, которая сложилась в Карфагене в последние годы первой Пунической войны, когда карфагенский предводитель (суффет) Гамилькар Барка еще только возвращался на родину из славного, но не принесшего желанных завоеваний похода. Высадка в Испании, вероломная осада Сагунта, хитрая политика Сиракуз — на все это автор лишь слегка намекает, поскольку в центре повествования, в центре внимания и писателя, и читателя — судьба жрицы Саламбо.
С натуралистическими подробностями и большой точностью Флобер слой за слоем воскрешает образы разрушенного города, не существующего ныне: архитектура, интерьер храмов, сказочные богатства, бытовые детали и, наконец, описание одежд и украшений карфагенян, в первую очередь красавицы Саламбо, посвященной лунной богине Танит и безумно влюбленной в эту таинственную властительницу темного начала в природе и человеке.
Специалисты отмечают, что, описывая характер управления в Карфагене и политические интриги местной верхушки, Флобер больше опирался на современные ему политические ассоциации. Здесь читатель уже не встретит прежней исторической точности и строгости, однако и это не умаляет достоинств романа. Такой ход был оправдан тем, что в основе творческого метода автора лежит представление о неизменности человеческой души. Времена меняются, но люди меняются вместе с ними лишь внешне — таков принцип Флобера, применяемый им в целях реконструкции психологии и судьбы человека былых эпох.
Благодаря такому подходу писатель добился особой живости и правдоподобия вышедших из-под его пера персонажей. Главные герои произведения — жрица Саламбо, варварский военачальник Мато и его хитрый раб, «серый кардинал» Спендий наделены биографией. Автор попытался представить, как люди такой судьбы (а таковых было множество в античном мире) поведут себя во время мятежа среди наемников-варваров, которые помогали карфагенянам ковать военную победу над Римом. Этот мысленный эксперимент блестяще удался, и читатель получил возможность воочию увидеть страсти, кипевшие в древнем городе: измену, корысть, тщеславие, страх, ненависть, любовь.
План пересказа «Саламбо»
- Пир.
- В Сикке.
- Саламбо.
- У стен Карфагена.
- Танит.
- Ганнон.
- Гамилькар Барка.
- Макарская битва.
- Поход.
- Змея.
- В палатке.
- Акведук.
- Молох.
- Ущелье Топора.
- Мато.