Горький А.М.

Краткое содержание — «На дне»

 «На дне»

Драматическая пьеса «На дне» затронула многие социальные и философские проблемы, имеющие большое значение для любого русского человека. Свое название пьеса вполне оправдывает, ведь все ее персонажи, независимо от былого положения и состояния, находятся на самом дне общества. Их преследуют нищета и разложение, дурные привычки и наклонности, фальшь. Социальные противоречия между героями служат благодатной почвой для преступления, убийства Костылева.

В пьесе поднимаются многие вопросы. Во-первых, обитатели этого «общества в миниатюре» абсолютно не понимают друг друга. Они все настолько разные личности, с разным опытом, что даже повседневные дела, такие как уборка или приготовление пищи, вызывают спор. Во-вторых, у каждого персонажа своя правда. Они сходятся в одном: ничего поделать уже нельзя, они обречены на такую серую нищету. Но каждый житель ночлежки верит, что именно он все-таки будет счастлив. Настя читает любовные романы и грезит наяву, Василиса бросается в преступную любовную связь с Пеплом, Пепел влюблен в Наташу и ждет счастья. Эти подводные течения и рождают споры героев о вечной проблеме — противодействии добра и зла.

Лука, появившийся в ночлежке, вскрывает еще одну проблему — проблему человека. Его слова «человек — все может… лишь бы захотел…» взрывают общество ночлежки. Каждому Лука говорит утешающие слова: актеру о том, что нужно бросить пить, Наташе — что нужно ехать с Пеплом, и эти люди, оказавшиеся на дне общества, начинают немного верить в себя, надеяться на лучшую жизнь. Но все разговоры Луки продиктованы жалостью к людям и пропитаны спасительной ложью. Сюжет пьесы полностью опровергает учение Луки, вместо хороших событий происходят ужасные: убийства, насилие, суицид. Этим автор показал, что человека нужно не жалеть, а учить его пользоваться той свободой, которая ему дана. И только так он сможет правильно смотреть на себя и других, оценивать реально свои силы.

Наряду со спасительной ложью Луки в пьесе остро стоит проблема правды. Несмотря на то что Сатин всего лишь оратор и не живет по тем принципам, которые провозглашает, именно из его уст выходят слова о гордом человеке. Идея Сатина в том, что человек унижен, что жизнь соткана из противоречий, и именно поэтому возникает множество проблем. Сатин поддерживает Луку, но все же их понятия расходятся именно в отношении человека к человеку. Ведь Лука успокаивал своей невинной и спасительной ложью сердца этих забытых судьбой людей. А Сатин понимал, что эта ложь губительна, что она обволакивает сознание, пьянит, не дает по-настоящему перебороть себя и свою нужду. Нужно раскрыть глаза и прямо смотреть в лицо реальной жизни, не прятаться за мечтаниями и не губить сознание грезами.

Начало сюжетной линии лежит в появлении в ночлежке ее содержателя, Михаила Ивановича Костылева. Становится ясным многое — и роман Пепла с Василисой, и нищета актера, и безвольная философия Сатина. Дальше нить сюжета развивается благодаря появлению в ночлежке Луки. Именно в этот момент в ночлежке стало что-то происходить, действие разворачивается. Пьеса постоянно держит читателя в напряжении. Кажется, что вот-вот случится что-то хорошее, но все-таки конец драматичен. Василиса в порыве злобной ревности кипятком обварила Наташе ноги и избила ее, Пепел убил Костылева, Лука уходит из ночлежки. Он как бы признал поражение перед судьбой этих обитателей социального дна.

Замечателен язык пьесы. Стоит заметить, что каждый из персонажей говорит на своем языке, например самоучка Сатин везде вставляет ученые слова, иногда оперируя непонятными ему выражениями. Лука в своей речи использует множество аллегорий, пословиц, народных поговорок и баек. Василиса склонна говорить на языке ревнивой и взбалмошной женщины, которая преследует одну цель — удовлетворить свои потребности. Настя как бы отстранена от внешнего мира, ее больше привлекают свои внутренние ощущения. Барон, хоть и говорит о своем происхождении, обладает очень бедной речью, хотя и вставляет в нее заграничные слова.

«На дне» — драма о человеке, идеал которого представлен неясно, абстрактно. Его можно составить, соединив описания Сатина, Луки, Актера, Клеща, Насти и Наташи. Размышления героев пьесы о человеке и его возможных достоинствах не помогают им — наоборот, ускоряют трагичный конец.

Эта пьеса стала ответом автора на поиск идеала современной ему молодежью. «Коли веришь — есть; не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…». «Все — в человеке, все для человека».

План пересказа «На дне»

  1. В ночлежке назревает конфликт.
  2. Появление Луки.
  3. Преступление Пепла и Василисы.
  4. Сатин размышляет о предназначении человека.