Пришвин М.М.

Краткое содержание — «Кладовая солнца»

«Кладовая солнца» (Сказка-быль)

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., сразу после Великой Отечественной войны.

Главные герои произведения — Настя и Митраша — осиротевшие дети, которые одни вели хозяйство после смерти родителей. Они жили очень дружно: заботились друг о друге, о животных, вели хозяйство. Автору особенно дороги такие черты детей, как трудолюбие, желание работать вместе с другими сельчанами, способность понимать всю ответственность своего положения.

Главной проблемой сказки-были можно назвать проблему выбора своего пути. Она раскрывается на примере того, какой дорогой от Лежачего камня пошел каждый из детей. Сам Лежачий камень напоминает нам камень из сказки, на котором написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — буйну головушку сложишь». Это своеобразная отправная точка, которая и дает толчок для выбора пути. Настя, как и большинство людей, выбирает известную, проторенную дорогу, по которой уже не раз ходили до нее и еще много раз пройдут после. Митраша же выбирает неизведанный путь. И можно сказать, что автор согласен с выбором мальчика. Путь Митраши — это путь исследователя, путь открытия нового. И он никогда не бывает легким, на нем очень легко оступиться, заблудиться. И Митраша, не имея еще достаточно жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус, сбивается с дороги. И в этот момент автор сочувствует своему герою.

Пойдя по проторенной дороге, Настя попадает на ту самую палестинку, о которой рассказывал Митра- ше отец. Ее охватил азарт собирательства, жадность. И в этом состоянии Настя забывает обо всем на свете. Она даже теряет человеческий облик, так как лось не узнает в ней человека, принимая за лесное животное. Здесь автор осуждает Настю, показывает читателям, что в жадности человек теряет лучшие свои качества, а порой и человеческое лицо.

На примере двух детей М.М. Пришвин показал путь развития всего человечества. Конечно, немало людей ходят протоптанными дорогами. Но прогресс движется не ими, а такими, как Митраша — теми, кто не побоится пойти по новому, неизведанному пути. И такие люди всегда найдутся.

Через образы Антипыча и Травки в произведении раскрывается тема настоящего человека. Автор говорит, что мудрый Антипыч перешепнул своей собаке правду жизни, которая заключается в том, что правда эта «есть правда суровой борьбы людей за любовь». Смысл этой фразы в том, что человек, для того чтобы любить, чтобы быть Настоящим человеком, Хозяином природы, должен постоянно бороться с самим собой, с дурными качествами внутри себя. Это очень тяжелая борьба, которая под силу не каждому. Но только тому, кто сможет преодолеть себя, дается возможность Любви. Так, Настя в конце рассказа одержала такую победу над собой, она поборола в себе жадность, отдав всю собранную клюкву детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.